Другие сказания о нартах

Другие сказания о нартах

     Как уже говорилось выше, не все эпические циклы сохранились. Например, из сказаний о Хымыче и его сыне Батыразе записано только два текста — песня и прозаическое сказание.
В песне рассказывается о Болат Хымыче (Булатном Хымыче) и его двух женах, от которых детей у героя не было. Занимаясь валянием бурки для своего мужа, они, беседуя между собой и думая, что Хымыч спит, говорят, что такой человек, как он, может поехать к аварскому хану и жениться на его дочери. Хымыч, услышав это, немедленно собирается в путь, едет к аварам, побеждает в состязании по стрельбе из лука всех богатырей, сватавшихся к знатной красавице, и привозит се домой, взяв за ней огромное приданое (Авары — средневековый тюркоязычный народ, создатель огромного Аварского Каганата. Не следует путать их с современными аварца ми в Дагестане, которые сами себя называют «маарулал» — горцы: балкарцы и карачаевцы называли их «тау къумукълула» — горные кумыки).
Видимо, аварская принцесса и становится матерью будущего героя, нарта Батыраза. В маленьком отрывке из песни о нем говорится, что Батыраз родом из смелых асов (второе название алан) и что он — бесстрашный защитник страны нартов, угоняющий вражеские табуны.
Батыраз в этом отрывке изображается богатырем неслыханной мощи:

Мечом в правой руке он касался луны,
Пикой в левой руке касался солнца,
Ездил он во главе молодых нартов,
С берегов Эдиля (Волги) угонял вражеские табуны.

     В сказании же рассказывается о гибели Батыраза. Услышав на пиру, что некогда, очень давно, у нартов были посевы ячменя, которые давали неслыханные урожаи и что во время отлучки нартов какие-то эмегены, совершив набег, сожгли их и увезли все семена, Батыраз отправляется в путь. чтобы вернуть нартам их богатырские зерна. Он находит эмегенов, похитивших ячмень, и действуя то хитростью, то силой, берет с собой зерна и пускается в обратный путь. Эмегены пытаются настичь его, ранят нарта и убивают его коня. Батыраз возвращается на родину, но от чрезмерной усталости умирает, не дойдя до родного селения.
Сюжет еще одной песни — о нарте Созаре, сыне Гезоха, похож на сюжет песни об Ачемезе. Герой тоже стремится отомстить убийце своего отца, некоему Темир-Чокка, пасущего табуны бога молнии и покровителя воинов Элии. Благодаря мудрым советам своего коня Созар угоняет эти табуны и разгневанный Элия поражает своей молнией нерадивого Темир-Чокку.
Записано несколько сказаний о нарте Чюерди (или Чюелди), выросшем сиротой, происходившем, видимо, также из рода Аликовых, поскольку говорится, что Ерюзмек и его сын Сибильчи не давали ему покоя и тогда, когда он жил у братьев матери. В сказаниях рассказывается о нескольких подвигах богатыря — он спасает дочь Ерюзмека от страшного великана, истребляет 60 драконов, охранявших владения нартского богача Бора-Батыра, у которого он работал табунщиком, женится на его дочери. Расправляется он и с убийцей своего отца. После этих и других подвигов он отправляется с войском к западному морю на большую битву с какими-то врагами, побеждает их. На обратном пути, переправляясь через море на надутых бурдюках, и Чюерди, и все его войско погибает из-за налетевшего шторма в морских волнах.
В такой небольшой главе, разумеется, невозможно хотя бы коротко рассказать и раскрыть все огромное сюжетное богатство карачаево-балкарcкого эпоса. Кроме перечисленных здесь, есть еще много отдельных сказаний о деяниях отдельных нартов, песни о нартских праздниках, несколько песен, создание которых приписывается нартам и т. д. Многие из них читатели могут найти сами в изданных сборниках. Примерно половина текстов, к сожалению, пока не опубликована.
Особого разговора заслуживают оказания о том, как нарты покинули землю. Мы здесь расскажем об основном варианте, наиболее полном.
После того, как враждующие нартские роды помирились, стала возможной победа над эмегенами, теперь уже окончательная. Ерюзмек трубит общий сбор всех нартов. Нарты седлают коней, и собираются в предгорьях, затем входят в тесное ущелье. Начинается решающая битва. Эмегены швыряют в богатырей огромные камни, с корнем выдирают вековые деревья, а нарты рубятся мечами и стреляют из луков. Наконец, они окружают эмегенов у подножья Дых-Тау и полностью истребляют их. Но остается еще Мать Эмегенов, громадное чудовище, каждые три месяца порождавшая на свет сто детей-великанов. Нарты находят ее в глубоком овраге — ее тело заполняет весь овраг — и Ерюзмек поражает ее стрелой и мечом. Таким образом, цель, поставленная перед нартами Великим Тейри, достигнута и все враги человека — эмегены и драконы истреблены. Нарты на крылатых конях во главе с Ерюзмеком улетают на небо, а другая их часть опускается под землю, в нижний мир, где они продолжают сражаться с врагами человека. Во время их сражений под землей происходят землетрясения, а на небе, когда Ерюзмек набрасывает на врагов свой аркан, сверкает молния, когда он кричит-гремит гром. Ерюзмек со своим войском охраняет небо от бесов.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Рекомендуем посмотреть:
Радио «Барс Эль»
Google ADS
Создание сайтов
Logo - AyWeb
Статистика
Яндекс.Метрика