Героический эпос о нартах

Героический эпос о нартах

Введение

Карачаево-балкарский эпос о нартах к настоящему времени почти не изучен. Более того, едва ли даже половина известного материала опубликована. По этой причине большинство читателей имеет слабое представление об этой гениальной народной поэме, одной из важнейших частей национальной духовной культуры и, может быть, самом великом ее достижении. Прежде чем говорить о героях и сюжетах карачаево-балкарской Нартиады, нужно дать краткое пояснение о том, что она собой представляет. Эпос о богатырях-нартах бытует и у многих других народов Кавказа — осетин, абазин, кабардинцев, адыгейцев, абхазов, черкесов. В них много общего, но есть и различия.
Одна из особенностей нартских сказаний балкарцев и карачаевцев — это то, что большая их часть имеет два варианта — стихотворно-песенный и прозаический. Уже в 19 веке ученые, которые стали записывать эпические сказания, сетовали на то, что они постепенно забываются, что все меньше остается людей, которые могли бы спеть эти древние песни, хотя в пересказе сюжеты их известны всем. И все же до наших дней дошло не так уж мало, хотя количество утраченного, видимо, очень велико, (речь идет о балкарцах и карачаевцах, потерявших в годы сталинского геноцида половину населения, в числе которого были многие и многие сказители). И все-таки, несмотря на то, что карачаево-балкарский эпос стали собирать и записывать тогда, когда остальные версии ее были уже собраны и даже изданы, удалось найти не менее 7 тысяч строк стихотворно-песенных текстов, не считая прозаических вариантов. Конечно, по сравнению с тем, что могло быть обнаружено хотя бы до войны, это очень мало. И конечно, безвозвратно утрачены многие мелодии — а ведь еще в 19 веке русский ученый П. Остряков писал о карачаево-балкарских сказаниях, что каждое из них исполняется на особый мотив.
Но даже тот неполный вариант эпоса, которым мы сейчас располагаем, позволяет говорить о нем, как о вполне законченном и великом произведении мировой литературы.

Темы эпоса

Этих тем много, но мы перечислим самые главные:
1. Борьба нартов с чудовищами-эмегенами и драконами. В образах эмегенов или целых племен эмегенов часто изображаются народы, с которыми пришлось сталкиваться в сражениях предкам балкарцев и карачаевцев. Поэтому эти эмегены в таких сказаниях представлены как свирепые и безобразные великаны, вполне владеющими всем, чем владеют люди — речью, обычаями, оружием, конями и т. д.
2. Во многих сказаниях отражаются исторические события, происшедшие в отдаленные времена — войны, сражения и т.п., в которых участвовали предки балкарцев и карачаевцев (скифы, аланы, болгары).
3. Добывание героем-нартом жены или каких-либо волшебных предметов- поющего дерева, золотой шубы, «меча и т. п.
4. Междоусобица из-за угона табунов или месть героя за убитого отца или братьев.
5. Приключения героев на охоте, в пути и т. д.

Кто такие нарты

Нарты, согласно карачаево-балкарским сказаниям, это бесстрашный народ воинов-богатырей, потомки бога кузнечного дела Золотого Дебета. Они созданы Великим Тейри с определенной целью — установить на земле порядок, истребить эмегенов и драконов, очистить мир от всего, что мешает людям. Поэтому главное занятие нартов — война. Конечно, они воюют не только с чудовищами, но и с другими народами, случается, сталкиваются и между собой. Прирожденные воины, они не могут долго засиживаться дома, начинают скучать, и стоит кому-либо кинуть клич, как все снаряжаются в поход или в набег.
Нарты делятся в карачаево-балкарском эпосе на 4 рода — по именам родоначальников: Аликовы, Схуртуковы (Усхуртуковы), Бораевы и Индиевы. Каждый род имеет своих героев-богатырей. К роду Аликовых принадлежат, например, старший сын Золотого Дебета — Алауган и его сын Карашауай, к Схуртуковым — предводитель нартов Ерюзмек и его сыновья Сосурук, Сибилчи, Бюрче, к Бораевым — Бора-батыр и возможно, Созар, к Индиевым — семь братьев, имена которых не названы.
Все нарты едины в своей борьбе с внешними врагами — иноплеменниками и чудовищами. Но существует у них и вражда между родами. За власть и влияние в стране нартов борются два рода — Аликовы и Скуртуковы, и их вражда прекращается только после женитьбы Карашауая на дочери Ерюзмека Атунде.

География нартского эпоса

Территория, на которой происходят события, описанные в нартских сказаниях балкарцев и карачаевцев, очень велика. В эпосе упоминаются 4 моря — Черное (Къара тенгиз), Хазар тенгиз (Каспийское) и еще два, сказать о которых что-либо трудно — Белое море (Акъ тенгиз) и Синее (Кек тенгиз), а также Азау тенгиз (Азовское море).
Из крупных рек чаще всего говорится о Волге (Эдиль), Кубани (Къобан), Дон (Дон), Терек (Терк), из гор — об Эльбрусе (Минги Тау), Казбеке (Къазман Тау), Дых Тау и других вершинах Кавказа. Кроме того, упоминаются две горы, сказать о которых что-либо пока затруднительно — Гезам Тау и Кармур Тау, а также хребет Сары Аркъа (видимо, одноименный хребет в Западном Казахстане). Действие большинства нартских сказаний происходит, как можно понять из текстов, где-то в степях между Черным и Каспийским морями, а также в Закавказье, в Иране и на севере — таковы направления многочисленных нартских походов.
Сама страна нартов называется Къыркъ Суу («Сорокаречье»). К сожалению, никакого описания этой страны в эпосе пока записать не удалось.
И конечно, часто упоминаются названия местностей, гор и рек с территории современных Балкарии и Карачая — например, местность Ташлы Сырт, как одно из мест, где жили нарты. Разбросанность нартских родов в пространстве велика — если Аликовы живут где-то у Черного моря, то Схуртуковы на побережье Каспийского, и согласно одному из сказаний, Карашауай совершает длительное путешествие от одного к другому, отправившись на скачки, которые ежегодно устраивали Схуртуковы.

Обычаи и обряды нартов

Конечно, каждый народ в своем эпосе изображает героев по своему подобию и согласно своим идеалам, как и нравы и обычаи этих героев. Разумеется, балкарцы и карачаевцы, которые считали нартов своими легендарными предками (фактически так оно и есть, поскольку нартский эпос — это устная художественная история наших предков — скифов, болгар, алан), тоже изображают нартов похожими в своем быту на самих балкарцев и карачаевцев. Например, нарты платят калым за невесту: Алауган, женившийся на дочери великанов, трижды наполняет мясом оленей их огромный котел. Карашауай отдает в калым за прекрасную Агунду, дочь Ерюзмека, табун угнанных им породистых коней.
Свадебный обряд нартов тоже напоминает обряд балларцев и карачаевцев. Алауган приезжает за своей невестой со своими друзьями. Эмегены готовят для них угощение и т. д.
Описан и погребальный обряд нартов — видимо, так хоронили погибших наши предки во времена язычества: через каждые четыре года на .могиле героя приносили в жертву коня, а после поминальной трапезы плясали вокруг могилы, затем давали клятву богу неба — Тейри — быть стойкими, мужественными.
Обычай гостеприимства для нартов священен, желание гостя — закон. Когда в гости к Ерюзмеку приезжает богатырь Ногайчик, он сразу предупреждает хозяина, что будет находиться в его доме целый год и что каждый день будет съедать по откормленному валуху, а его конь по копне сена. И только через год Ерюзмек спрашивает гостя о цели его приезда.
Что бы ни попросил один нарт у другого, тот не имеет права отказать ему в просьбе — именно поэтому Золотой Дебет оставляет своего приемыша, маленького Ерюзмека, бездетной чете — Схуртуку и его жене Асеней.

Занятия нартов

Главным занятием нартов является война — с эмегенами, драконами и иноплеменниками, которые также представлены в образе злых великанов. Нарты — это прежде всего воины. Вся жизнь их проходит в походах и набегах, совершаемых с целью угона табунов.
Но, кроме того, нартам присущи и черты тружеников — конечно, не героям-богатырям, а всему народу в целом, хотя, надо сказать, и некоторые из богатырей не чураются работы. Например, Алауган помогает отцу в его кузне, Бёдене ловит рыбу, Чюерди пасет табуны Бора-батыра, прежде чем стать воином-героем. Второй сын Дебета — Гуу пасет овец, третий, Цехни — охотник.
Нарты занимаются и земледелием — постоянно упоминаются возделанные поля, говорится о небывалых урожаях пшеницы и ячменя и т. п.
Одно из любимейших занятий нартов — охота, чаще всего на оленей и зубров. Если нарты не в походе или в набеге, то обязательно на окоте.
Наибольшее место в карачаево-балкарском эпосе отведено труду кузнеца. Видимо, это связано с образом бога кузни Золотого Дебета, ведь и сам карачаево-балкарский эпос начинается с того, что нарты начинают обрабатывать металл (железо). Одним словом, занятия нартов по своей важности располагаются в следующем порядке:
1. Войны, походы, набеги
2. Добыча и обработка металла
3. Коневодство и овцеводство
4. Земледелие, охота и рыболовство.

Мир карачаево-балкарского эпоса — чрезвычайно густо населенный мир. Это и главные герои сказаний — самые выдающиеся герои, их отцы и матери, сестры и братья, это остальные, не столь именитые нарты, составляющие войско героического народа, пастухи, табунщики, батраки, рыболовы, кузнецы, охотники, мудрые старцы, обсуждающие новости, сидя на ныгьыше (сельская площадь), знахарки и колдуньи, служанки и их властные хозяйки, пахари и т. д.
Это и языческие боги, помогающие, покровительствующие нартам, мудрые карлики — жеки, алмосту и лесные люди (агъач киши), крылатые, говорящие кони и собаки, птицы, звери.
Это, наконец, враги нартов — драконы и эмегены о трех, пяти, семи и двенадцати головах, злобные и глупые, иноземные цари, посылающие свои полчища для завоевания страны нартов — она именуется иногда просто Нарт («Нартия») или Къыркъ Суу — «Сорокаречье», ведьмы и бесы и т. п.
И несмотря на то, что эпос уделяет описанию природы не так уж много места, это чрезвычайно прекрасный мир, в котором плещутся синие моря и озера, простираются бесконечные степи, высятся пики заснеженных гор и скал, тянутся дремучие леса, зеленеют прекрасные долины и возделанные поля. Герои попадают то в пещеры, где живут людоеды-великаны, пасущие коз, то в замки знатных владык, то в дворцы ханов и царей, то в кошары бедных пастухов. Их всегда подстерегает опасность, но это не только не останавливает их, а наоборот, разжигает в них жажду приключений. Окружающий мир интересен для нартов тем, что он непознан, что в нем таится множество неожиданностей. Они полны жизненной силы, и потому не признают никакие преград, и в них одно стремление — идти от победы к победе. Несмотря на то, что в эпосе не замалчиваются неблаговидные дела многих нартских героев, в целом подчеркивается, что нарты были самым справедливым народом на земле и утверждали на земле справедливость.

Развлечения нартов

Очень много места в карачаево-балкарском эпосе отведено описанию развлечений нартов, их досугу, например, пирам, обычно они проходят в большом доме Аликовых. В одном из сказаний ход пира описывается следующим образом: сначала отведывают угощения, едят, пьют бузу (брага) и сыра (черное пиво), затем каждый рассказывает о самом своем замечательном подвиге, и если рассказ был правдив и подвиг действительно был подвигом, то питье в волшебном бочонке «агуна» трижды переливалось через край. Об участии женщин на пирах ничего не говорится. Затем начинаются пляски. Сосурук пляшет на груде речных голышей до тех пор, пока не обращает их в песок. Затем он обращается к старшим с вопросом кому передать черед и передает его богатырю Рачикау. Тот пляшет на холме из колючего кустарника босиком, пока кустарник не превращается в золу. Любовь нартов к пляскам проявляется и во многих других сказаниях.
Присуща героям эпоса и любовь к песне. Нартам в карачаево-балкарском эпосе приписывают несколько гимнов в честь богов и две песни — «Возвращение из похода» и «Охота на зубров». Вот что говорится в первой из них:

Къарачыгъыз нартла элине узакъдан,
Кере эсегиз, уллу къууум къууанчла.

Аланла, биз а жортууулдан келебиз,
Жолукъгъаннга къысха салам беребиз,
Сёлешсек а, элгендирмей кетебиз.

Перевод:
Посмотрите-ка на страну нартов издали,
Видите — там большое веселье, радость.

Аланы, мы возвращаемся из похода,
Встречных приветствуем кратко,
А если заговариваем — не пугаем их.

Любимые музыкальные инструменты нартов — дудка (сыбызгъы) и свирель (сирийна). У нарта Бёдено дудка медная, у нарта Карашауая — из слоновой кости, у пастуха Созука — из дерева. Даже о предводителе нартов. суровом Ёрюзмеке, говорится что у него в доме на стене висел музыкальный инструмент «къыл къобуз» (разновидность мандолины), на которой он удивительно хорошо играл.
И разумеется, народ воинов любит воинские забавы, состязания — борьбу, скачки, стрельбу из лука, метание камня. Очень популярна песня о том, как парт Карашауай состязался в толкании камня с могучими эмегенами и одолел их, нагнав на великанов страх.
В одном из сказаний Сосурук борется с эмегеном. Сказано, что они боролись по пояс голые и в борцовских рукавицах — видимо, борцы перед схваткой обмазывались маслом.
Часто говорится, что нарты состязались в меткости, стреляя из луков, и чаще всего побеждает Ёрюзмек. Но основное внимание эпос уделяет скачкам, в которых всегда побеждает Карашауай со своим крылатым конем Гемудой.

Нартское общество

Как уже было сказано, нарты живут родами. В то же время они осознают себя единым народом, противостоящим другим народам, и конечно, эмегенам и прочим чудовищам. В нартских походах принимают участие богатыри из всех родов, как и в набегах. В сказании о том, как нарты окончательно истребили эмегенов, говорится, что в войске их насчитывалось много туменов (тумен — десятитысячный отряд).
Каждый род возглавляется его старейшиной, родоначальником. У Аликовых это Золотой Дебет и его старший сын Алауган, у Схуртуковых — Схуртук и его приемный сын Ерюзмек, который одновременно является предводителем всех нартов (Схуртук погибает, когда Ерюзмек был еще подростком), у Бораевых — Бора-батыр, у Индиевых — Индиляй.
Важнейшие дела обсуждаются и по ним выносятся решения на Тёре — народном собрании, с участием всех нартов. Но об этом только говорится, а на самом деле решения чаще всего принимает единолично сам вождь нартов Ерюзмек, о котором сказано, что он на Тёре не ходил, т. е. Ерюзмек стремился к личной власти, не ограниченной никакими народными собраниями.
Нарты имеют свои обычаи и обряды. Весной все они собираются на праздник «Голлу».
Богатыри отправляются на поиски приключений и группами, и в одиночку. Последнее считается признаком особого мужества. Один из эмегенов, увидев едущего Карашауая, которого молодые эмегены собрались ограбить, говорит им: «Он едет один; если бы он не был уверен в себе, не ездил бы в одиночку. Поэтому, прежде чем напасть на него, лучше испытайте его силу в состязании».

Оружие и снаряжение нартов

Нартский эпос создавался на протяжении многих столетий, поэтому в нем упоминаются названия различных видов оружия, возникавших в разные эпохи. Но обычно богатырь пользуется мечом (къылыч, сырпын), луком (садакъ, жия — простой и составной луки), кинжалом (къама), булавой (токъмакъ), боевым топором с двумя лезвиями (гида), копьем (гебох), пикой (сюнне). Они одеты в панцыри (кюбе), на голове — шлемы (такъыя, темир бёрк). Сражаются нарты верхом, но иногда и пешими.

 

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Рекомендуем посмотреть:
Радио «Барс Эль»
Google ADS
Создание сайтов
Logo - AyWeb
Статистика
Яндекс.Метрика