Карачаевские игры и спорт

Национальные игры и спорт

В течении своей многовековой истории карачаевцы создали довольно стойкую систему физического воспитания. Умение владеть комплексом спортивных состязаний считалось у горцев жизненно необходимыми качествами человека.Средства, используемые для этой цели, многообразны, а многие из них и сегодня имеют большое воспитательное значение.
Самобытьность спортивных занятий карачаевцев определялось условиями их жизни у отрогов Эльбруса и Главного Кавказского хребта и скотоводческим характером занятия населения, специффикой материалов, используемых для физических упражнений.
Так упражнение в лазании культивируется на всех континентах. Но если народы Азии и Африки используют для этого смазанный жиром бамбуковый шест, то карачаевцы в качестве каната для лазания брали ремень из промасленной бычьей шкуры или смазанный жиром гладкий столб.
С раннего возраста воспитывали карачаевцы в детях, особенно в мальчиках, силу и мужество, ловкость умение преодолевать препятствия. Мальчики с 6- 8 лет упражнялись в беге, прыжках, борьбе, в лазании, метании и поднятии тяжестей. Так прыгали через палку , которую держали за концы двумя руками, через соломинку, взявшись руками за носки.
Меткость и сила удара вырабатывались играми по сбиванию плоским камнем каменного или деревянного шара, игрой в альчики (ашыкъ оюн). Эта игра напоминала городки, но вместо деревянных бит использовались кости мелкого рогатого скота, которые называли «ашыкъ» (альчик). Альчики, установленные в кругу, выбивались с определенного расстояния битой — альчиком, залитым свинцом.
Для карачаевцев, жизнь которых была связана с лошадью, очень важно было научить мальчиков держаться на лошади, их учили верховой езде. Учились владеть плетью, раскручивая с ее помошью юлу (хойнух). Охотно гоняли мальчики по полю самодельные мячи — деревянные шары, лучшим из которых считались изготовленные из гриба березы.
Подростки упрожнялись в более сложных, порой даже опасных видах спорта. В условиях бездорожья, обилия горных речек и ручейков важно было уметь безбоязненно переходить по качающемуся тонкому бревну, успеть перепрыгивать с шестом через ручьи и ледянные трещины. Этому учились юноши во время упрожнении на качающемся бревне, расположенном высоко над землей, порой до 2х метров. Поддерживать равновесие помогала палка в руках.
Юноши тренировались в поднятии и переноски тяжестей, чаще всего камней. Отдельные богатыри переносили на состязаниях вместо камней быков и лошадей. Соревновались юноши в метании камней и дротиков, в стрельбе из лука и ружья. Дальнейшее совершенствование этих навыков происходило во время верховой езды и охоты. Как и у соседних народов, у карачаевцев была своеобразаная методика обучения искусной езде, к уходу и тренировке лошадей. Юноши в 12 — 15 лет уже успешно выступали на скачках.
Конные виды спорта и скачки были и остаються до сих пор неотъемлемой частью праздников и торжеств. Раньше их проводили в дни свадеб, по случаю рождения ребенка, в день начала весны и окончания уборки урожая,в случая приезда почетных гостей и т.д.
Разнообразны были виды скачек: по ровному месту и по крутому спуску с горы, с препядствием и вольтижировкой, т.е. с выполнением акробатических упражнений. Ловкий джигит должен был на полном скаку поднять с земли монету, шапку или ухватить платочек, не разбив яйцо или арбуз. Джигитовка включала целую серию акробатических упражнений на полном скаку: различные формы посадки, стойку на ногах, на голове, соскоки с коня, перемахи, перходы под шеей и животом лошади. Всадкник должен был на полном скаку расседлать лошадь, сбрасывая на землю части сбруи и седла, а на обратном пути собрать все это и вновь оседлать коня.
Призом на скачках был скот, одежда или деньги. Важно было одеожать победу, а материальное поощрение не играло большой роли.
Небыло праздника без скачек и национальной борьбы — «тутуш». Перед началом схватки борцы, подпоясанные ремнем, становились лицом к лицу, по сигналу захватывали друг друга за пояс и начинали боьбу. Цель борьбы состояла в том, чтобы уложить противника на спину. Для этого можно было применять подножки и зацепы, подсечки и пр. Не допускалась грубость и нечестность в поединке. Боролись и стоя — и на одном, и двух коленях, с захвата на крест на поясе и одной рукой через плечо.
Веселое оживление царило около соревнующихся в лазании по гладкому, смазанному жиром столбу, высотой в 6 — 7 метров, на вершине которого прикреплялся приз. При этом запрещалось пользоваться вязкими смазками, или скользить при спуске. Надо было подтягиваться руками, обхватывая столб ногами, достать приз и спуститься вниз.
Аналогичным было лазание по промасленному ремню из бычьей шкуры (джау джипге ёрлеу), длиною в 10 — 12 м. Ремень привязывался к перекладине с призом (къоз берк). Для того, чтобы падение не принесло травм, под перекладину растилали солому. И здесь основным приемом было подтягивание на руках.
Забавным аттракционом на свадьбах и праздниках было упражнение «останови врощающуюся лепешку». Выпекали специальную лепешку с зупцами на краях и отверстием по середине. Ее подвешивали на 2х метровой высоте и закручивали. Юноши и мужчины длжны были подпрыгнув, захватить лепешку зубами и остановить ее вращение, что требывало определенной ловкости и умения.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Рекомендуем посмотреть:
Радио «Барс Эль»
Google ADS
Создание сайтов
Logo - AyWeb
Статистика
Яндекс.Метрика