Одежда и ее украшения

Карачаевская одежда и ее украшения


Археологические материалы, относящиеся к одежде карачаевцев, появились лишь в последние годы. Они позволяют судить о материалах использовавшихся в одежде, и отчасти о женском костюме.
Женский головной убор представлял собой остроконечную войлочную шапочку с конической верхушкой из бронзы или серебра. Найдены также бронзовые пластинки в форме диадемы, украшенные штампованным точечным геометрическим орнаментом.
Материалы для изготовления одежды можно разделить на получаемые в своем хозяйстве и привозные. Источники получения последних были различны. Через Западный Кавказ издавна шли торговые пути, соединявшие страны Средней Азии с побережием Черного моря и начинавшиеся порой в Китае. Источником местных материалов (овчины, кожи, овечья шерсть, из которой валяли войлоки и ткали сукна) служило скотоводство.
Карачаевские женщины были прекрасными ткачихами. Изготовленные ими сукна шли на шитье мужской одежды, а в более ранние периоды из них шили также женские платья и шали.Для изготовления обуви использовались шкуры крупного рогатого скота и коз. Из овчин они шили шубы, шапки, иногда штаны, которые носили на кошах. из шерсти валяли войлочные шляпы, высокие теплые чулки, ноговицы и обувь, а также бурки, и шили особую пастушью одежду — гебенек.
Одним из наиболее важнейших элементов женского костюма являлись платки, шали, позднее — шарфы. Они состовляли основу женского головного убора, состоявшего из 1,2, а иногда и 3 — х платков;шали накидывались на плечи, заменяя пальто; платок или шаль пожилые женщины повязывали вместо пояса. Они входили в приданное и служили свадебными подарками. К общему наименованию платков и шалей — джаулукъ прибавляли определяющее слово, характеризующее материал. Так например, чилле джаулукъ, платок плетенный из шелковых ниток;лаудан джаулукъ, из шелка, затканного рисунком; джибек джаулукъ — тонкие шелковые платки кустарной работы, украшенные набойкой.
Мужская одежда состояла из рубахи (кёлек), штанов (кёнчек), бешмета (къаптал), черкески (чепкен). В качестве теплой одежды носили овчинную или меховую шубу (тон).Походной одеждой служила бурка (джамчи). На голову надевали меховую папаху (тери берк) или войлочную шляпу (кийиз берк), а в непогоду башлык (башлыкъ). На ногах носили ноговицы (ышым) из сукна, войлока или кожи, обувь со швом на подьеме (чарыкъ) или с подошвой сплетенной из ремней (чабыр). Известны были войлочные чулки (уюкъ), мягкие носки из сафьяна (месси).Бытовал пояс из кожи с металлическим набором (белибау).
Основной одеждой карачаевцев, как и других народов Кавказа, в их повседневной обстановке был бешмет. Его носили дома, во время работы.
Черкеска была, в основном, выходной и праздничной одеждой, и ее имел не каждый. Ее шили из домотканного сукнаестественных цветов шерсти — черного,белого, серого, бурого. Белая черкеска считалась более нарядной. Длина черкески измменялась согласно моде. Особенно длинную (до щиколотки) черкеску носили отдельные франты.Она была удобна только для всадника. Обычно черкеска была чуть выше или чуть ниже колен. Черкеску носили всегда застегнутой, подтянутой, с поясом. Пояс был обязателен для мужчины. Если он был без черкески, пояс надевали на бешмет.Пояс из узкого ремня с металлической пряжкой и наконечником украшали различной формы бляшками. На поясе подвешивался кинжал или нож, кресало, сальница, отвертка, мешочек для пуль и другие предметы, связанные с оружием и уходом за ним.
Необходимой одеждой для горцев — скотоводов, проводивших многие месяцы на горных пастбищах, была шуба — тон, сшитая из овчины.Покрой ее был близок к черкеске. Ее надевали на бешмет или черкеску, а иногда и под нее.Грудь была закрыта , застежка на пуговицы из шнурка; воротник из овчины — стоячий. Ее называли дджыйрыкъ тон (сборчатая шуба).
Дорожной одеждой всадника , обязательной принадлежностью табунщика служила бурка, изготовление которой было сложным делом. Карачаевские бурки были тяжелее но теплее кабардинских. Бурка закрывала всадника целиком, а так же прикрывала и лошадь. Она защищала всадника от дождя, снега, ветра и солнца.
Мужская одежда карачаевцев отличалась значительной стабильностью.
Общий облик мужского костюма карачаевцев — подтянутый статный силуэт типичен для горцев Кавказа.
В своей основе женская одежда и по наименованиям и по покрою почти не отличалась от мужской, но благодаря характеру тканей, некоторым деталям отделки и украшений кажется непохожей на нее.
На тело надевалась длинная рубаха (кёлек) туникообразного покроя с разрезом на груди и застежкой у ворота, с длинным, до кисти рукавом.Повседневные рубахи шили из бумажной ткани неброских цветов. Излюбленные цвета темно — красный, желтый, реже синий и белый. Очень любили шелк с отливом (типа сен — жан). У парадных рубах рукав книзу расширялся, часто обшивался галуном. Он достигал длины до колен и ниже и был виден из — под рукава платья.
Под рубашку надевались штаны (кёнчек). Внизу они заправлялись в сафьяновые носки (месси) или обувь.
С 10 — 12 лет на девушку надевали поверх рубахи, кафтанчик. Карачаевский кафтанчик в своем развитии прошел все те же стадии, что и кабардинский кафтанчик (кеж). Постепенно те частикафтанчика, которые не были видны из под платья (спину, верхнюю часть рукавов), стали делать из более дешевой ткани, а потом кафтанчик распался на более дешевые части: воротник (джагъа), нагрудник (тюйме), полочки, висящие на пояске, и нарукавники от локтя до кисти.
Распадение кафтанчика повлекло за собой и изменения в форме застежек — тюйме.Эти застежки, ранее по своей конструкции отвечали функции туго стягивать полы кафтанчика на груди. Когда же , в конце ХIХ в., вместо кафтанчика стали носить нагрудник, данная конструкция застежек оказалась неудачной, так как при отсутствии натяжения они самопроизвольно растегивались.
В связи с этим мастера — ювелиры изменили их устройство.
Поверх кафтанчика надевалась платье — чепкен. Женское платье (тышырыу чепкен), в отличие от черкески, было очень длинным, почти до земли, но также имело спереди до пола разрез, открытую грудь, прилегающую талию своеобразный покрой спинки и другие черты, характерные для черкески.
Праздничное платье карачаевской девушки, особенно богатой и знатной, обильно украшалось галунами и золотым шитьем. Галунами обшивали борта, подол, низ рукавов. Вдоль разреза спереди, по подолу, иногда на груди распологалось золотое шитье. Таким же образом расшивались платья черкешенок, кабардинок, адыгеек, и балкарок, но по характеру орнамента карачаевские и балкарские платья выделялись манументальностью и массивностью вышивки, преобладанием золотых нитей в шитье над серебрянными. Нарядные платья шили чаще всего из бархата — темно — красного, или из плотного шелка — гладкого или с жаккардовым узором.
Типы поясов изменялись с течением времени, но появление нового типа пояса не вытесняла более старые формы, которые обычно оставались у старшего поколения. Наиболее старый тип пояса — тогузла представлял собой ремень из сафьяна, на котором накреплялись девять «кусков»из серебра — небольшая пряжка, восемь блях — круглых, овальных, прямоугольных или фигурных. Второй тип — кямар — пояс целиком из серебра, составленный из прямоугольных пластинок, соединенных шарнирами, и фигурной пряжки, застегивающейся на крючек или стержень.
Для всех народов Северо — Западного и Центрального Кавказа характерно преобладание нашиваемых украшений над надеваемыми отдельно. Но, пожалуй , наиболее их количество характерно для карачаевцев. Так на груди разреза иногда нашивали выпуклые , полые, овальные или миндалевидные серебрянные подвески — зынгырла, прикрепляли серебрянные треугольные футлярчики (кюмюш дуа).К рукаву по шву от локтя до кисти иногда пришивали листовидные подвески (кеписле), на рукавах же носили цепочки (билек — сынджыр), соединенные у лктя и кисти бляшками.
Большой интерес представляет бууунлукъ. Под этим названием известны обычные браслеты, носившиеся на запястье, а также браслет, надевавшийся или даже нашивавшийся на низ рукава платья или кафтанчика в виде обшлага.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Рекомендуем посмотреть:
Радио «Барс Эль»
Google ADS
Создание сайтов
Logo - AyWeb
Статистика
Яндекс.Метрика