Сказания о нарте Сосуруко

Сказания о нарте Сосуруко

     Не меньшей популярностью пользуются в народе сказания о булатнотелом богатыре Сосуруке. О рождении этого нарта говорится следующее.
Однажды, когда Сатанай-бийче пошла к реке стирать белье, ее увидел с другого берега пастух Соджук и влюбился в нее. Он хотел перебраться на другой берет, но не смог сделать этого, и велел Сатанай взять с собой речной валун, на котором она сидела (валун — состар). Сатанай так и поступила. Через некоторое время камень стал разбухать, он оказался беременным. Сатанай никому об этом не сказала, но стала считать дни. Когда подошел срок, она попросила у Дебета его подмастерьев, и те стесали камень до последней пленки. Сатанай напоила их бузой, и когда каменотесы уснули, сама вынула из камня младенца с тонкими, как веретена, ножками и подобием петушиного гребня на голове. Таково было рождение будущего героя Сосурука. Его приемная мать, ничего не сказав о нем даже своему мужу Ёрюзмеку, отдала мальчика на воспитание жекам, народу маленьких, но сильных и мудрых карликов, живших под землей, и те закалили тело мальчика, как сталь. Слабым местом его были колени, за которые его держали при закаливании. Живя под землей, у жеков, маленький Сосурук наведывается и к нартам, где его никто не знает, и все принимают его за случайного оборванца. Раскрывается его тайна случайно.
Аликовы, которые однажды попытались погубить Ёрюзмека, но не смогли (они подрезали подпруги его седла, чтобы, когда он садясь на коня, упадет, расправиться с ним, но когда он сел на коня, в своей накинутой на плечи волчьей шубе, рукава шубы намертво обхватили седло, и богатырь спокойно уехал к себе домой, ни о чем не подозревая), решили предпринять другую попытку — пригласить Ёрюзмека на пир и отравить его бузой. Но мудрая Сатанай-бийче, благодаря своему ясновидению. предупредила мужа и дала ему медную трубку, которую он вставил под воротник. На пиру он выливает отравленное питье в эту трубку, и оно стекало на пол. Аликовы решили, что он опьянел и вот-вот упадет. Сын убитого Ёрюзмеком Фука, который был на этом пиру, попросил Ёрюзмека показать им его знаменитый меч. Дело в том, что Дебет выковал его из ядра железной кометы, которая упала с неба и из которой родился Ёрюзмек, т. е. из небесного железа. Остальные изделия он ковал из обычного, земного железа, добавляя в него для прочности немного железа из кометы. Поскольку меч Ёрюзмека был целиком из небесного железа, он и был самым прочным.
В ответ на просьбу Ёрюзмек сказал, что его меч не вынимается из ножен попусту, и если он его вынет, то без пролития крови меч в ножны не войдет. Тот стал настаивать и богатырь вынул свой меч. Пирующие, восхищаясь оружием, заметили на лезвии зазубрину. Ёрюзмек объяснил, что зазубрина осталась со времени его схватки с Фуком при ударе о его стальной зуб (зубы у Кызыла Фука бы ли стальные). После этого пир продолжался. Когда Аликовы решили, что он уже сильно пьян (видя лужу под его сиденьем), один из гостей, Злоязычный Гиляхсыртан, подал знак, но Ёрюзмек первым кинулся на врагов, предварительно заперев двери в большом доме Аликовых, где обычно проходили нартские пиры, и перебил их всех. (Сказание начинается с того, что никто из Аликовых не осмеливается пойти к Ёрюзмеку, чтобы пригласить его на пир. Случившийся тут Сосурук соглашается на это, требуя в награду ножки и уши жертвенных овец. Те согласились. Сосурук, подойдя к грозному нарту, передал приглашение Аликовых и пустился бежать. Ёрюзмек кинул вслед ему свою железную трость, но она, ударившись о тонкие ноги мальчика, переломилась пополам, а мальчик продолжал бежать как ни в чем ни бывало. Ёрюзмек удивился, но ничего не сказал.
Перебив пирующих, Ёрюзмек стал тонуть в их крови, и Сосурук, который дожидался развязки снаружи, выбил двери и стену, схватил Ёрюзмека в охапку, отнес на берег реки и смыл с него всю кровь. Потом он посадил его на коня и Ёрюэмек приехал домой. Вещая Сатанай стала распрашивать, что было на пиру, но тот ответил, что ничего особенного там не произошло, разве что заметил он мальчишку, который когда-нибудь станет знаменит. Сатанай рассказывает Ёрюзмеку, что это его приемный сын и с тех пор Сосурук входит в семью нартского вождя. После этого у Ерюзмека и Сатанай появляются и свои, родные дети-сыновья Сибилчи и Бюрче и дочь Агунда. Но их роль в эпосе гораздо скромнее, чем роль Сосурука, одного из главных героев.
Булатнотелый мальчик вырастает в великого воина, защитника нартского народа, совершая многочисленные подвиги. Он приносит замерзающим от холода нартам огонь, похитив его у огромного эмегена; пройдя жестокие испытания, очутившись из-за предательства братьев в нижнем мире и убив там дракона, возвращается к нартам с золотой рыбкой для заболевшего Ёрюзмека (в качестве лекарства); хитростью вмораживает в лед озера и убивает могучего эмегена; побеждает в единоборстве борца из эмегенского племени и освобождает попавших к ним в плен нартских женщин и детей и т. д.
Как и Ёрюзмек, Сосурук не лишен слабостей и недостатков, несмотря навею свою богатырскую мощь и мужество. Так, он коварно нападает с целой дружиной на юного нарта Ачемеза и убивает его; он разжигает в нартском народе междоусобицы, он слишком часто прибегает к хитрости, в отличие, скажем, от Алаугана или Карашауая, которые всегда прямодушны и побеждают в честном поединке, благодаря только своему мужеству и силе.
Сосурук и сам становится жертвой хитрости своих недругов. Так, они заманивают его на игру с огромным железным колесом, который нарты скатывали с горы, а кто-нибудь, стоящий внизу, должен был его отбивать. Сосурук отбил колесо лбом, руками и в третий раз — грудью. Но хитрая .колдунья, проведав, что слабым местом нарта являются его колени, подучила его врагов попросить отбить колесо коленями. Сосурук, боясь обвинения в трусости, согласился, и колесо перерезало ему ноги. Умирая, он стал просить пробегавших мимо животных и птиц известить о нем Сатанай и согласился только голубь. Сатанай-бийче залечила его раны.
О гибели Сосурука существует два сказания, в которых об этом говорится по разному. В одном из них Сосурук был проклят всем нартским народом, за то что разжигал междоусобную войну среди нартов. Проклятье настигло героя и он превратился в камень (из камня рожденный вновь стал камнем). По другому варианту, Сосурук женился на Акбилек, нартской красавице, дочери одного из храбрых нартов, погибшего в бою с эмегенами. Акбилек («белорукая») ожидала мужа на башне на берегу бурной реки, когда он пригонял табуны, и свет, исходивший из ее ладоней, освещал ему брод. Но однажды он своим хвастовством унизил и рассердил ее, и она не вышла на башню. Сосурук, не найдя брода в бурной реке, утонул. Нарты нашли его тело и похоронили.
Несколько сказаний сохранилось о подвига.х второго сына Ерюзмека — Сибильчи. Он убивает еще младенцем свирепого дракона, посланного в страну нартов их врагом-царем Кесе-Бурунгуком. Как и все нарты, он участвует в их походах, храбро сражаясь с врагами. Но у него есть большой недостаток — он хвастлив, и в скором времени начинает свысока смотреть на всех прочих нартов, обзывая их домоседами, и уверяя, что чувство страха ему неведомо. Сосурук пытается его урезонить, но тот остается при своем мнении. Наконец, они все вместе отправляются на поиски приключений — Ёрюзмек, Собурук, Сибилчи и Бюрче и натыкаются на пещеру, в которой вокруг кипящего на огне котла сидят девять могучих братьев-эмегенов. Те, недолго думая, связывают Сибильчи и начинают точить нож. Тогда Сосурук спрашивает его: «Ну как, Сибильчи, теперь ты боишься?» и тот отвечает: «Как же не бояться, если меня связали как овцу и точат нож?» Сосурук ободряет его, и пустившись па хитрость, рассказывает сказку о громадных животных — орле, быке, козле, лисице и таких же громадных людях — пастухе, женщине и ее малолетнем сыне, уверяя, что нарты послали их к эмегенам, самым мудрым существам на свете, чтобы разрешить загадку — кто из животных и людей в этой сказке больше. Глупые эмегены начинают ссориться, ссора переходит в драку, и воспользовавшись этим, нарты спасаются от них.
Что касается третьего сына Ерюзмека, Бюрче, то к сожалению, ни одного сказания о нем не сохранилось. Дочь Ерюзмека и Сатанай, прекрасная Агунда, как уже говорилось, становится женой Карашауая. Но есть сказание, в котором она является сестрой богатыря Нёгера и женой одного из братьев Индиевых.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Рекомендуем посмотреть:
Радио «Барс Эль»
Google ADS
Создание сайтов
Logo - AyWeb
Статистика
Яндекс.Метрика