Сказания о Золотом Дебете и его сыновьях. Начало эпоса.

Сказания о Золотом Дебете и его сыновьях. Начало эпоса.
    Родоначальником нартского народа является бог кузнечного дела Золотой Дебет. О нем мы уже говорили в главе, посвященной языческим божествам. Согласно одним сказаниям, родителями Дебета являются Бог Неба и Богиня Земли, по другим — его создал Тейри из кусочка своего золотого сердца (солнца). Тейри даровал Дебету 19 сыновей-богатырей, от которых и пошел народ нартов. Тейри сразу же ставит перед ними задачу — истребить с лица земли все существа, враждебные человеку — драконов, эмегенов, бесов, хищников. Так начинается карачаево-балкарский эпос. До появления нартов на земле властвуют эмегены, вернее, племя эмегенов, называемых «харра». С ними и завязывается у нартов война не на жизнь, а на смерть.
Тогда, говорится в сказаниях, звезд на небе не было, по ночам стояла кромешная тьма. В этой тьме и приходилось нартам сражаться с эмегенами и крупными хищниками-львами, тиграми, медведями, с тем оружием, что подворачивалось под руку. Но вот однажды Дебет, который понимал языки птиц и зверей и мог видеть любой предмет насквозь, нашел в горах тяжелый, блестящий камень. Когда он сжал его в руке, камень расплавился и на землю упали капли застывающего металла. Дебет начал добывать и плавить железо, ковать для своих сыновей различные орудия, а самое главное — оружие. Когда он бил кулаком, а потом молотом по наковальне, искры, вылетавшие из его кузни, прилипли к небесному своду и превратились в звезды. Ночи стали ясными, и нарты с помощью оружия стали одолевать «харра» и других врагов.
Вот что говорится в песне об оружии, которое ковал Дебет:
Жер юсюнде Дебет кибик ёсмегенди,
Къалкъанларын къылыч кесмегенди.
Къылычлары, тауну урсанг, жаргъанды,
Атха налла алгъа Дебет салгъанды,
Андан халкъгъа тёре болуп къалгъанды.
Перевод:
Не было на земле подобного Дебету,
Щиты его меч не брал.
Мечи его разрезали гору,
Первым коня подковал Дебет,
А потом это стало законом для всего народа.
    Дебет, кроме того, что является богом кузни и родоначальником нартов, еще и заботливый отец. Для своих 19 сыновей он ищет 19 сестер — невест, но долго не находит. Наконец, ему говорят, что в одной пещере живет эмегенша, у которой 18 дочерей. Нарты отправляются туда. Но эмегенша со своими дочерьми берет Дебета и его 18 сыновей в плен и уводит в пещеру, завалив вход в нее огромным валуном. Перед пещерой остается только самый старший сын Дебета, могучий Алауган. Но и он не может отвалить камень у входа в пещеру. Уехав оттуда, он встречает колдунью Байрым-кызы и женится на ее дочери. Но они оказываются оборотнями-людоедками. Алауган, проследив за ними, убивает свою жену, а ее мать обещает ему дать совет, как освободить отца и братьев, если Алауган пощадит ее. Алауган соглашается и колдунья подсказывает ему, где найти волшебный меч и оперенье двуглавого орла Таурус, надев которое нарт сможет сражаться с крылатым войском эмегенов. Пользуясь ее советами, Алауган освобождает отца и братьев.
Нарты отправляются в новое странствие в поисках невест, но нигде не могут найти 19 сестер. В одном семействе — 18 дочерей. Дебет и его сыновья привозят их к себе домой. Но младший сын, самый хитрый, говорит. что по справедливости без пары должен остаться не он, а самый старший, Алауган, — ведь самый младший родился последним, почему же и без жены должен остаться он? Остальные ничего не могут возразить, и без жены остается Алауган. К сожалению, эпос сохранил имена не всех сыновей Дебета. Известны старший Алауган, о подвигах которого существует целый цикл сказаний, второго сына зовут Гуу, третьего Цехни (Чехни), самого младшего — Созук (иногда Созукку, Соджук).
Судьба сыновей Дебета трагична. Некоторые из них погибают во время угона табуна волшебных коней в схватке с грозным хозяином коней, пустившимся в погоню. Других убивает на пиру будущий предводитель нартского войска Ёрюзмек из рода Схуртуковых (откуда и начинается вражда между Аликовыми и Схуртуковыми). Ёрюзмек пощадил только Алаугана — у него детей нет, род его и так прервется. Младший сын Созук в этих событиях не участвует, поскольку его еще раньше братья изгнали из села и он живет далеко от них, пася овец.
Дебет, кроме того, что снабжал оружием нартов, изготовил для них и волшебную палку, жезл, навершие которой представляло собой резное изображение головы оленя, а оканчивалось изображением копыта коня. Этот жезл обладал чудодейственными свойствами — он нагонял на эмегенов страд, сеял среди ник болезни, а нартов, наоборот, излечивал и вселял в них уверенность.
Наконец, когда Дебет изготовил для нартов достаточно оружия, он удалился от них и на склоне горы Тырмытау построил себе кузню. Там он живет обособленно от нартов, которые, однако, не забывают его и обращаются к кузнецу, если им что-либо необходимо изготовить. Кроме того. Дебет является и хранителем сокровищницы нартов — Яхонтовой пещеры (Накъут дорбун).
Когда же Дебет решил, что на земле ему делать больше нечего, он смастерил крылатую колесницу и улетел на ней в верхний мир, на небо. Там, говорится и эпосе, он по прежнему кует железо для людей, живущих там. Звездопады, частые в ноябре — декабре — это искры, вылетающие из под молота могучего бога-кузнеца.
Изображенная с величайшим искусством, фигура Золотого Дебета стоит в одном ряду с кузнецами мирового фольклора — карело-финским Вяйнемяйненом, греческим Гефестом, иранским Каве и др.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Рекомендуем посмотреть:
Радио «Барс Эль»
Google ADS
Создание сайтов
Logo - AyWeb
Статистика
Яндекс.Метрика