АДАМ — ЧЕЛОВЕК

1. ЖАН — ДУША

     Жукъламагъан уянмайды,
Туумагъан ёлмейди.
Кёлюнг таза болса,
Сёзюнг маза болур.
Жан дегенинг — бир тылпыу.
Мал ашаудан тоймаз,
Жан жашаудан тоймаз.
Адам — дуниягъа къонакъ,
Жаны — санына къонакъ.
Сан талмаса, жан талмаз.
Жанны жети кючю бар.
(Тин, ал, къут, кёл, бус, ах, жан.)

     Что не спит, то не пробуждается,
Что не рождается, то не умирает.
Если душа твоя будет чиста,
В слове твоем будет сила.
Душа — всего лишь один выдох.
Скот не пресытится кормом,
Душа не пресытится жизнью.
Человек — гость мира,
Его дух — гость его тела.
Утомляется плоть, но не дух.
У души семь сил (качеств).
(Тин, ал, кут, кёл, бус (мус), ах, жан.)

     Третий раздел Кодекса посвящен человеку. Открывает его речение, в котором подчеркивается одно из главных различий живого и неживого. И заключается оно в том, что мертвое не рождается, поэтому и не умирает. Жизнь — череда рождений, мерцание духа.
Кодекс рассматривает человека как очень сложно устроенное существо, обладающее различными качествами и многообразно себя проявляющее. И первое требование, предъявляемое к душе, — быть чистой от пороков, которые уподобляются физической грязи и делают человека слабым перед лицом предстоящих испытаний. Слово человека с грязной душой не имеет в себе силы, поскольку состоит из лжи, оно только звук. Но что есть сама душа? Если представлять ее чисто физически, она подобна одному выдоху. Душа, будучи самой жизнью, привязана к земному существованию, но обречена с ней расстаться. Дать ей удовлетворение жизнь не может. Человек подобен гостю этого мира, а его дух -лишь в гостях у своего же тела, которое ему, конечно, прислуживает. Но вечно быть в гостях нельзя.
Представление о семи ипостасях души, ее энергетических центрах было описано выше. Следует отметить странное наличие двух терминов ах, бус у в том же значении «душа», у древних египтян.
Дух един и неделим, нематериален, поскольку является «частицей» Бога, заключенной в человеке. Но душа — это уже множественность, поскольку есть его отражение, диалог духа и плоти. Живых существ (тварных, душ) насчитывали семь видов: хансла («травы»), терек-чырпыла («деревья и кустарники»), къурт-къумурсхала («черви, жуки, насекомые»), чабакъла («рыбы»), малла («дикие и домашние травоядные»), жаныуарла («хищники»), къанатлыла («пернатые»). Это то, что находится между неживой природой и человеком. Человек есть дух, поэтому только к нему (а также к ангелам и бесам) в карачаево-балкарском языке относится местоимение «кто» (ким), все остальное — «что» (не).

2. КЪАН — КРОВЬ

     Акъыллыдан туугъан телиге те ли деме,
Телиден туугъан акъыллыгъа акъыллы деме.
Къан чыкъды — жан чыкъды.
Къан бла ккртек жав. бла мьигъар.
Къан айтханны жан айтыр.
Къан болмаса, жан болмаз.
Къаны бузукъ — саны бузукъ.
Тукъум бир да, жазыу башха —
Биреу алгъышлы, биреу къаргъыш лы.

     Глупого сына умного не считай глупцом,
Умного сына глупца не считай умным.
Кровь истекла — душа истекла.
Что впиталось с кровью, выйдет с дугшта.
Что говорит кровь, то говорит душа.
Не было бы крови — не было бы и души.
Испорчена кровь — испорчена и плоть.
Род один, да судьба разная —
Один благословен, другой проклят.

     Карачаево-балкарцы не отождествляли кровь и душу (кровь истекла -душа истекла), просто одно связано с другим (поэтому о них часто говорится в паре — жаны-къаны). Кровь считали материальной носительницей души, вместе с которой потомкам передавались и лучшие качества, и грехи потомков. Т.е. кровь это нечто аналогичное наследству, оставленному предками. Богатство благодеяний копится именно в ней. Первое утверждение как раз и говорит об этом — сын глупого человека может только казаться умным, как и сын умного может показаться глупцом. Но в Кодексе есть и противоположное мнение (см. выше). В Кодексе четко выражено убеждение в том, что наследственность диктует человеку очень многое, как выражено и сомнение в возможности «исправить» его (человека). Переделать себя может только он сам — если Бог дарует ему такое желание и такую силу. Вследствие грехов, накопленных и неискупленных предками, их потомки становятся все хуже и хуже, в роду появляются калеки, сумасшедшие, преступники и т. д., род вырождается — таков народный взгляд на этот процесс.
Но почему дети одних и тех же родителей имеют такую разную судьбу — одни вырастают здоровыми душевно, трудолюбивыми и достойными людьми, а кто-то из них — пропащим? Почему человечество до сих пор не выродилось полностью? Дело в том, что, по народным представлениям, дети наследуют от родителей и предков разные черты характера — кто лучшие, кто и хорошие и плохие, а кто-то — и вовсе все плохое (см. последний афоризм). И грехи (долги) предков благодетельная судьба распределяет среди потомков не поровну, а большую часть перекладывает на одного, за счет которого спасаются остальные. Кто-то, поневоле, несет в себе, как проклятье, этот тяжкий груз. (Об этом говорит и премудрая русская поговорка: «В семье не без урода».) Наследственные грехи, как считается, искупаются только через семь поколений (или приводят к гибели рода). Отсюда проклятье: Жети атанга налат! -«Пусть будут прокляты семь твоих предков!» (пресечением рода). Признаком же такого пресечения (мужской линии) считалось рождение в роду сухорукого мальчика.
Слово къан, возможно, происходит от древнего къанг, нам — «река, жидкость, влага».
Поскольку чистота в смысле гигиены и душевной, и физической, считалась в народе непременным условием спасения человека и вообще категорическим требованием к нему, его сознание воспринимало всякую смесь как загрязнение. В нартском эпосе, например, однозначно говорится, что нарты (предки) считали себя народом с чистейшей кровью {таза къан), поскольку были сотворены Богом из кусочка его сердца, по его образу и подобию. Поэтому в эпосе утверждается исходящее от самого Тейри (повторено затем прародителем нартов, богом кузнечного дела Золотым Дебетом) категорическое требование не смешиваться с другими племенами. Запрет был нарушен, и в среде честных, мужественных, прямодушных нартов, вместе с их потомками от смешанных браков, явилось зло — тщеславие, жадность, раздоры и т. п.
Считалось, что обиталищем пороков в человеке является печень (бауур). Нартов же Тейри сотворил без этого органа, печень появилась в их телах позже.

3. САН — ТЕЛО

     Адамны жаны — санына бала.
Санынг сау болса,
Жюрегинг тау болур.
Санынг сюйген — суу бла сапын.
Жан талпынмай, — сан тепмез.
Жан да сыйлы, сан да сыйлы.
Адамны саны жети затдан къуральш:
Сюек, кемирчек, сингир, эт, тери, чач, тангкы.

     Душа человека для его плоти — дитя.
Если тело твое будет здорово,
Душа твоя будет подобна горе.
Вода и мыло — то, что любо телу.
Пока дух не устремится, плоть не двинется.
Душа свята, но свято и тело.
Плоть человека — из семи (элементов):
Кость, хрящ, жилы, мясо, кожа, волосы, плева.

     По тому огромному и величественному духовному наследию, которое досталось современным карачаево-балкарцам от их предков, можно судить о чрезвычайной интенсивности их духовной деятельности, процесса познания и самопознания. Напряженно всматриваясь и в себя, и в окружающий мир, они оставили нам ценность непреходящего значения — Кодекс. И в нем найденное, открытое повторяется, детализируется, уточняется, определяется снова, другими словами, другими образами.
Здесь мы и видим, что душа человека уподобляется не гостю плоти, а ее ребенку, но этот ребенок больше и важнее своей матери (как на некоторых старинных иконах младенец Иисус изображен более крупным, чем Пресвятая Дева Мария), потому что наделен высшими силами и способностями. Но он и сострадает этой плоти, когда ей больно. И человек обязан заботиться о своем теле, точно так же, как, например, о своем коне, поскольку в земной жизни от состояния тела во многом зависит состояние душевное.

4. МАРДА — МЕРА

     Марда билген — марда бла,
Билмеген — марджа бла.
Санга — сагъынжюк,
Манга — аркъа жюк.
Марда деген —
Сыйрат кёпюр.
Адам, мардасын билсе,
Жаннетде къалыр эди.
Оздуруп айтхандан эсе,
Тюгел жетдирмей айт.
Map даны бир чёп бузар.
Аманлыкъ бла игилик
Мардагъа сыйынмайдыла.

     Кто знает меру — работает мерно,
Кто не знает — через силу.
Для тебя — ручная кладь,
Для меня — ноша.
Мера подобна мосту Сират.
Если бы человек знал меру,
Он остался бы в раю.
Чем наговорить лишнего,
Лучше малость недоговори.
Меру способна нарушить и соломинка.
Добро и зло
В меру не вмещаются.

     По мусульманской мифологии, мост Сират острее меча и тоньше волоса. По нему праведники проходят в рай, а грешники срываются с него в адскую бездну. Интересно, что это слово в обратном чтении (тар из, тар ыз) означает на карачаево-балкарском «тесный, узкий путь, тропа».
Мера (марда) — одно из важных понятий в народной метафизике. Мера необходима во всем, кроме творения добра. Ею мало кто обладает, поскольку она предполагает тонкость ума и чувств. Нарушить меру очень легко, причем она разная для каждого и в каждом случае и ситуации. Поэтому лучше, во избежание неприятных последствий, остановиться, не доходя до опасной черты. Лучше недосолить, чем пересолить. Вероятно, это же подразумевается и в русском слове «преступление»; человек пере-ступает закон и оказывается в положении, когда ничего поправить нельзя. Отсюда и слово «зло» — от древнего «зело» («очень, сверх меры»). Но точно так же карачаево-балкарское аманлыкъ «преступление» происходит от аман «плохой, дрянной, злой», имеющего и значение «очень, сверх меры». Устанавливать меру возможно только в каждом конкретном случае, поэтому Кодекс и не пытается дать этому понятию общее определение, просто призывает к ее соблюдению и указывает на необходимость быть осторожным.

5. МУРАТ — ЦЕЛЬ, МЕЧТА

     Адамлыгъынг къалай эсе,
Муратынг да алай.
Мураты уллу — кеси уллу.
Кишилигинг бар эсе,
Муратынг да болсун.
Жауунну жаны — булут,
Муратны жаны — умут.
Хар кимни бир заты жокъ,
Телини мураты жокъ.
Мурат барда — жашау бар.
Жалгъан мурат сокъур этер.

     Каково твое достоинство,
Такова и твоя цель.
У кого великая цель,
Тот и сам велик.
Имеешь мужество — имей и цель.
Душа дождя — облако,
Душа мечты (цели) — надежда.
Каждый чего-то не имеет,
Дурак не имеет цели.
Когда есть цель, есть и жизнь.
Ложная цель делает слепым.

     Как и все дары Творца, наличие благородной цели, мечты есть нечто великое, великая удача личности. Бесцельная жизнь не заслуживает этого имени, она есть просто прозябание (кечиниу), пребывание. Цели не имеет и дурак, живущий как попало и тянущийся к чему попало. Конечно, человек может иметь и весьма подлую цель, стремиться к злу -но это, по сути дела, не цель, а только движение к гибели (желание, похоть, страсть, алчба). Во всяком случае, слово мураш имеет в карачаево-балкарской речи возвышенный смысл, в отличие от умут «желание, надежда». Иметь цель — минимум того, что требуется от человека.
Насколько велика цель, определяется масштабом и нравственной чистотой личности. Кодекс говорит и о том, что человек, имеющий мужество, должен иметь и цель, иначе оно ни к чему. Но следует быть крайне осторожным в ее определении и выборе, она может оказаться совершенно нереальной, глупой или неверной, может ослепить, ввести в заблуждение. Интересно, что по народной этимологии слово мурат состоит из мур am, мыр am — «конь желания».

6. КИШИЛИК — МУЖЕСТВО

     Адамлада кишилик къалмаса,
Адамлыкъ да къалмаз.
Жибек аркъан юзюлмез,
Жигит киши сёгюлмез.
Туура жерде таукел эсенг,
Таша жерде тулпар бол.
Чапханнга — къама бла,
Къачханны — къамичи бла.
Жигит болмагъан жерде
Хорлам хапар сакълама.
Кёкюрекге базынма да, жюрекге базын.
Этерге базгъан — этер,
Айтыргъа базгъан — айтыр.

     Если в людях иссякнет мужество,
Иссякнет и достоинство (человечность).
Шелковый аркан не оборвется,
Герой не осудится.
Если ты на людях решителен,
В одиночестве будь витязем.
На напавшего — с кинжалом,
За бегущим — с плетью.
Там, где нет героев,
Не жди вестей о победах.
Надейся не на грудь (гордость), а на сердце.
Кто смеет сделать — сделает,
Кто смеет сказать — скажет.
Кишилик «мужество» происходит от киши «человек»; «мужчина», из чего следует, что оно с древнейших времен почитается как необходимейшее качество мужчины. Язык и Кодекс различают мужество как спокойное, уверенное в себе состояние духа, этически окрашенное, от жигитлик «храбрость» или ёт «смелость». Народное сознание не признает за безнравственным человеком обладания мужеством, наличие его в ком-либо является для него свидетельством высокого морального духа. Все три термина, в то же время, разумеется, синонимичны, но не полностью, так как жигит означает также и «герой, молодец, бодрый, энергичный, живой, решительный», батыр — «витязь»; «смельчак».
Мужество же — это качество, которое должно быть присуще любому мужчине, а не только герою или витязю, и никогда не должно изменять человеку, покидать его. Оно есть как бы броня, за которой уверенно чувствует себя все то, что делает человека человеком. Не будет мужества — не будет и самого человека, останется аморфное существо, такого имени недостойное.

7. ФАХМУ, ХУНЕР — ТАЛАНТ, МАСТЕРСТВО

     Озгъун жигитлик бла озгъун фахму —
Адамны башына къайгъы.
Акъыллыны — бушманы кёп,
Хунерлини — душманы кёп.
Биреуге сукъланып, фахмунгу сатма,
Аллах бергенни жерге атма.
Чемерлини къолу ортакъ.
Хунерлини кечерле,
Хунерсизни бичерле.
Фахмунг бар эсе — бери,
Фахмунг жокъ эсе — кери.
Фахмусузгъа бий болма да,
Фахмулуну къулу бол.
Чемерлини он бармагъы — он киши.

     Чрезмерная смелость и чрезмерный талант —
Беда на голову человека.
У мудрого много скорбей,
У талантливого — врагов.
Завидуя другому, не предавай свой талант,
Не роняй на землю дар Аллаха.
Руки мастера — общее достояние.
(Что) талантливому простят,
(За то) бездарного оскопят.
Имеешь талант — сюда,
Не имеешь — (поди) прочь.
Чем быть господином бездари,
Лучше будь слугой талантливого.
Десять пальцев мастера — десять мужчин.

     Каждый человек наделен от Бога каким-либо даром, большими или меньшими способностями, талантом (или гением). Чем выше этот дар, тем больше ответственность человека. Он обязан не предавать его, не пренебрегать им, поскольку дар этот дается для того, чтобы направлять человека и побуждать к труду. Такой человек призван для служения и другим стать не может, не изменив себе.
Но великий талант, как и великая смелость, не гарантирует человеку спокойную жизнь, наоборот, усложняет ее, поскольку требует полной отдачи, заставляет идти на риск, открывать новые горизонты, будоража общество, что не всем по душе. (Есть замечательная японская поговорка: «В дерево на горе ударяет молния».) Следует прибавить сюда и завистников, всячески злоумышляющих против людей выдающихся, частое непонимание и окружающих — заурядные, примитивные люди с трудом переносят тех, кому доступна высота. И справедливость речения становится очевидной.
Гениальность, например, может казаться многим людям, не обладающим таковой, но способным или даже талантливым и претендующим на большее, чем они заслуживают, личным оскорблением. Если бы гениям мешали только бездари, их жизнь была бы гораздо легче.
Яркий пример из русской классики. Вероятно, А. С. Пушкин совсем неслучайно написал свою дивную маленькую трагедию «Моцарт и Сальери»; его Сальери, отравивший Моцарта, совсем не бездарь, он -человек талантливый, но — не гений, и знает, что никогда и ни за что высот Моцарта не достигнет, а потому для обретения душевного спокойствия убивает его, восстанавливая, как ему хочется думать, «справедливость». Совершенно ясно, что великий поэт вложил в это произведение опыт взаимоотношений со своими современниками-поэтами, далеко не бездарными, но, в отличие от него, и не гениальными.
Человеку не дано постичь природу таланта, и для многих причины врожденного превосходства остаются неясными. Вот если бы он имел высокий чин, или множество наград, тогда другое дело — так рассуждает толпа; но Сальери тоньше, умнее (как и подобные ему), а потому и выдвигает обвинение против Бога — за что Он дал Моцарту великий дар, за какие заслуги? — самонадеянно полагая, что имеет право требовать ответа, и что если Бог ответа не дает, то он имеет право поступать по своему усмотрению: «Нет правды на земле, Но правды нет и свыше. Для меня так это ясно, как простая гамма…» Непонятное — пугает, а затем и раздражает. Разумеется, всякий бунт против Бога — прямая дорога к преступлению, что и показано в трагедии.
Но Кодекс не утверждает, что общество никогда не ценит одаренных людей. Нет, всегда есть люди, понимающие, кто перед ними и что он может, и потому готовые простить ему то, за что бездарного сурово наказали бы. Прощают хотя бы потому, что всякое дело сильно выигрывает, если за него берется талантливый человек. И лучше быть его слугой, чем господином бездарного, во всяком случае, в этом больше проку. Как и прочие дары Божьи, талант рассматривается как категория безусловно нравственная, а вовсе не нейтральная (ср. у А. С. Пушкина: «… гений и злодейство — две вещи несовместные»).
Слово фахму, пахму «талант» считается арабизмом, но может оказаться и исконно тюркским — в нем (ложно или действительно) содержится древнее слово пах, бах, бай — «бог». Если это мнение имеет основание, то слово должно было означать «то, что от Бога, божье». Происхождение хунер «талант, дар» и чемер «способность» неясно.

8. БЕТ — СОВЕСТЬ (ЛИЦО)

     Малы болгъан эт табар,
Бети болгъан бет табар.
Адетсиз эл — эл тюйюл,
Бетсиз адам — эр тюйюл.
Бети болмагъан этин ачар.
Бет бетге къараса, —
Бет жерге къарар.
Бетин сатхан кесин сатар.
Бет — адамны кюзгюсюдю:
Не букъмаз, не алдамаз.
Бетсиз адам уятсыз.

     Имеющий скот найдет мясо,
Имеющий совесть обретет уважение.
Народ без обычаев — не народ,
Человек без совести — не мужчина.
Бессовестный любит обнажаться.
Когда лицо посмотрит в лицо,
Одно из них обратится к земле.
(В виновном заговорит совесть.)
Предающий совесть предает себя.
Совесть — зеркало, а человек
Не спрячется и не обманет.
Бессовестный — бесстыден.

     В Кодексе (как и в самом народе) не всякий человек считается таковым. Адам тюйюлсе «Не человек ты» — так говорят тому, кого изобличили в бесчестном поступке или кто ведет себя бессовестно, подло. В принципе, совершить проступок может каждый, но не каждый признает свою вину или раскаивается, доказав, что это была случайность и что в нем голос совести не умолк. Не все те люди, кто выглядят как люди -вот мысль, выраженная в Кодексе неоднократно. Отсутствует совесть -отсутствует человек как таковой, это некое другое существо, животное или бес, или кто угодно, но не человек. Именно потому, что совесть есть, как уже говорилось, голос духа, животворящего тело. Если ее нет, то и говорить о человеке нельзя. Как нельзя считать человеком обыкновенный булыжник («Лучше бы мать родила вместо тебя камень — пригодился бы для забора», — так говорят низкому человеку.) Поэтому тот, кто предает свою совесть, предает себя, свое истинное Я. И обжигающий душу, очищающий ее стыд может ощутить только тот, в ком есть совесть, так как лишь она может обличить, указать вину.
Добавим к сказанному, что Кодекс не говорит о том, что надо стремиться превзойти человека и человеческое (стать сверхчеловеком) -наоборот, надо к ним приблизиться. Понятие о человеке в Кодексе -очень высокое.
Крайне интересны выражения уят-хаят «стыд-совесть», не уяты, не хаяты жокъду «у него нет ни стыда, ни совести». Как говорилось выше, слово хай (хакъ) означает «живой, жизнь, истина, истинный». Но из этих выражений становится ясно, что древние отождествляли не только жизнь и истину, но и совесть: все три — одно и то же.
Истинный человек, то, что он называет Я, есть его дух. Но если он молчит, значит, его (духа), в этом образе нет. Это просто существо без лица, без облика, видимость, в котором ничто, пустота — зло. Дух стыдлив, и, может быть, именно поэтому бессовестный (и не имеющий стыда), любит обнажаться. Совесть — один из даров Бога.

9. ИЙМАН — ВЕРА

     Билим ёзеги — ийман.
Иймансызны дини — кёзбау.
Санынга — дарман,
Жанынга — ийман.
Ийман лыгъа — магъана,
Иймансызгъа — багъана.
Адамлыгъы болмагъаннга
Ийманы бар деме.
Ийман жолгъа тюзетир.
Итинмеген ийнанмаз,
Ийнанмагъан жол тапмаз.

     Сердцевина (ядро) знания — вера.
Религия неверующего — лицемерие.
Телу нужен бальзам,
Душе — вера.
Верующий (обретет) смысл,
Неверующий — (позорный) столб.
Не считай верующим того,
В ком нет человечности.
Вера направит на (верный) путь.
Нестремящийся не уверует,
Неверующий не найдет пути.

     Слово ийман «вера» считается арабским. Но столь же правомерно считать его исконно тюркским, так как слова со значением «верить, доверять, веровать», употребляемые в обычном смысле, образуются от слишком схожего ийнан. Трудно представить себе, что до знакомства с исламом в тюркских языках с их богатейшей и древней лексикой не было столь простого и нужного слова.
В первом же афоризме подчеркнуто, что знание (мудрость) имеет своей сердцевиной именно веру. Без нее знание таковым не является, поскольку не ведает или отрицает самое главное — причину, источник мудрости, видя их в самом человеке, а не в Творце мира. Интересно и важно, что народное сознание четко различает, не смешивает внешнюю сторону богопочитания — религию, культ, и живое, личное чувство связи с Богом, веру — высшее. Поэтому религия человека, даже полностью исполняющего все ритуалы и обряды, но не имеющего веры, есть просто лицемерие, обман.
Но что есть сама вера и каково ее воздействие? Из Кодекса следует, что душа человека больна или может заболеть, и только вера, подобно бальзаму, способна излечить ее. Кодекс категоричен, утверждая, что, в конце концов, истинно верующий обретет знание смысла своей жизни, преодолеет ощущение абсурда, творящегося вокруг и найдет смысл, как и неверующий рано или поздно окажется у позорного столба (конечно, не следует понимать это буквально — имеется в виду: «совершит что-то позорное»).
Но вера, в представлении творцов Кодекса, не есть нечто потаенное и бездейственное — она обязательно проявляется и должна проявляться в поступках и словах, которые и есть свидетельство присутствия веры и присутствия Творца в человеке и мире. И здесь мы встречаем важнейшее в карачаево-балкарской этике понятие — адамлыкъ (его синоним — асыл «благородство»). Адекватного термина в русском языке нет, поэтому мы перевели его ближайшим словом — «человечность», определяемого как «достойное человека», «гуманность, отзывчивость». Но понятие адамлыкъ шире; оно включает в себя еще и такие смыслы, как милосердие, личное достоинство, мужество, щедрость, великодушие, ум, радушие и многое другое, — не будет ошибкой сказать, что оно включает в себя представление о самых важных и лучших человеческих качествах. Поэтому, при отсутствии одного из них в ком-либо, могут сказать: Къой-къой, аны не адамлыгъы барды1? — «Брось, какой там у него адамлыкъ’!».
Можно попытаться (повторно и более подробно) определить причину обозначения понятия этим словом. Адам в карачаево-балкарском имеет два значения — «первочеловек»; «человек». Происхождение его неизвестно. Кроме того, адам улу означает и просто «человек», и «сын человеческий», и «человечество», в зависимости от контекста. Но есть и другое слово — киши «мужчина»; «человек». Причем в одних случаях употребляется одно, в других — второе слово. Например: Юйде киши жокъду — «Дома никого нет» («нет ни одного человека»). Но обратиться, скажем, к группе людей разного пола со словом Кишиле! нельзя — это будет означать «Мужчины!». Следует сказать: Адамла! — «Люди!», или Аланла! — «Аланы!» (в значении «сородичи, соплеменники, соплеменницы, люди»).
Заметим, что если слово адам имеет этический оттенок, то слово киши нейтрально, в отличие от производного кишилик «мужество». Кроме того, в Св. Коране Адам назван пророком. Из сказанного напрашивается вывод, что адам есть слово, обозначающее не просто человека, а именно верующего, последователя религии, возвещенной первопророком Адамом. Для сравнения вспомним, что в средневековой Европе слова «добрый христианин» означали просто «добрый человек».
Итак, вера должна проявляться в поступках, словах, образе действий, помышлений, свидетельствующих о том, что в человеке действительно живет вера. Поэтому нельзя считать верующим того, в ком нет адамлыкъ (букв, «человекство») — о присутствии божественного говорит истинно человеческое, верой направляемое на истинный путь.
Конечно, вера входит в число даров Бога, более того, оно из них важнейшее. Но почему она в порядке перечисления идет на шестом месте и предшествует разуму, согласно логике расположения энергетических центров? Вероятно, потому, что, с одной стороны, нужно совершить восхождение к вере, она не есть нечто такое, что дается просто — для веры нужно обладать какими-то качествами; с другой стороны, как можно назвать разумным человека, не имеющего веры?

comments powered by HyperComments
Рекомендуем посмотреть:
Радио «Барс Эль»
Google ADS
Создание сайтов
Logo - AyWeb
Статистика
Яндекс.Метрика