КЪАТЫН АЛЫУ — ЖЕНИТЬБА

1. ЖЕТГЕН ЖАШ — ЮНОША (БРАЧНОГО ВОЗРАСТА)

     Атанг аман болса да, сыртынга кётюр.
Ишленнген жаш атасы бла олтурмаз.
Атангы сыйын тюшюрме.
(Айтханын эт.)
Атасы аш татхынчы,
Жашы суу татмаз.
Атасына сормай,
Ахшы улан иш этмез.
Атынг барда — жер таны,
Атанг барда — эл таны.
Атасы сау ахшы улан
Мюлкюне оноу этмез.

     Даже плохого отца носи на спине.
Воспитанный юноша при отце не садится.
Не роняй чести своего отца.
(Повинуйся.)
Пока отец не поест,
Сын и воды не выпьет.
Не спросив у отца,
Хороший сын (никакого) дела не сделает.
Если есть конь — узнай окрестности,
Пока жив отец — познакомься с людьми.
Хороший сын, пока отец жив,
Своим добром не распоряжается.

2. ЖЕТГЕН КЪЫЗ — ДЕВУШКА НА ВЫДАНЬЕ

     Кёкде — жулдуз,
Юйде — къыз.
Къатын келсе, къуш-муш этер,
Къыз келсе, жумуш этер.
Олтургъан къыз орунун табар.
Къызны къолу тылы болсун,
Жюреги мылы болсун.

     Что в небе звезда,
То девушка в доме.
Зайдет женщина — станет шушукаться,
Зайдет девушка — займется делом.
Усидчивая девушка свое место найдет.
Пусть руки девушки будут в тесте,
Пусть сердце у нее будет мягким.
Жетген къыз жерли эшекни танымаз.

     (Къыз, кеси сагъышларына бе-рилип, аллындагъын кёрмей-ди.)
Къыз, биллигин билмесе,
Эрге барса къыйналыр.
(Адет-намыс, кийим тикген, аш-суу этген д. а. к.)
Жетген къызы болгъан гойню
Чырагъы жарыкъ жанар.
Атанг барда — эл таны,
Ананг барда — эр таны.

     Девушка на выданье оседланного осла не узнает.
(Она витает в облаках, становится рассеянной).
Если девушка не знает того, что положено,
В замужестве ей придется трудно. (
Обычаи, этикет, шить, готовить и пр.)
В доме, где есть девушка на выданье,
Лучина горит ярче.
Пока жив отец — познакомься с людьми,
Пока жива мать — выйди замуж.

3. КЪЫЗ САЙЛАГЪАН — ВЫБОР НЕВЕСТЫ

     Къатын алама десенг,
Къатынсыз айтханнга къарама.
Анасы махтагъанны алма,
Тийреси махтагъандан къалма.
Таматанг жыйырма бешден аугъан эсе,
Сакъламазгъа эркинсе.
(Къарындашынгы.)
Эрге барлыкъ — онсегизден,
Къатын аллыкъ — онтогъуздан.
Ариу ариу тюйюлдю,
Сюйгенинг ариуду.
Сюйген жюрек сюйгенин кёрюр.

     Если надумал жениться,
Неженатого не слушай.
Не бери ту, которую нахваливает ее мать,
Не упускай ту, которую хвалят соседи.
Если твоему старшему за 25 —
Можешь его не ждать. (Брата.)
Замуж — с восемнадцати,
Жениться — с девятнадцати.
Красива не та, что красива,
А та, которую любишь.
Любящее сердце видит (лишь) того, кого любит.

     Эти рекомендации, плод житейской мудрости, в особых комментариях не нуждаются. Обратить внимание следует на указание возраста, в котором следовало вступать в брак. Почему-то стало считаться, что карачаево-балкарцы вступали в брак поздно. Но это только наблюдения недавнего времени, когда после реформы (освобождения крепостных), начала капиталистических отношений и быстрой ломки традиционных установлений слишком быстро менялся и весь уклад жизни. Многие семьи, обретя достаток, для его сохранения и приумножения старались сохранить и свой состав, предпочитали долго не женить сыновей, годами живших на пастушеских станах (сыновья после женитьбы отделялись). Кроме того, вероятно, сильно вырос и размер калыма, выкупа за невесту. Как обычно, резкие перемены били по всем традиционным институтам, в том числе и браку. Младшие сыновья не могли жениться, пока не был женат старший, как и младшие дочери не могли выйти замуж раньше старших. Выгода заслоняла все остальное, даже вековечные установления.
Но так было не всегда, в период устойчивого, налаженного быта и устоявшейся традиционной культуры положение было иным. Многовековой опыт говорил народу, что дети от ранних браков всегда здоровее, что полноценной является та семья, в которой присутствуют минимум три поколения и дети знают не только родителей, которым часто было не до общения с ними, но и дедов и бабушек. Кроме того, сыновья и дочери могли умереть во время эпидемий, не оставив потомства. Отсюда и эти рекомендации — выходить замуж и жениться с восемнадцати-девятнадцати лет, максимум до двадцати пяти. Если же старшие минули этот возраст и еще не вступили в брак (по каким-либо причинам), младшие имели право не ждать их.

4. ЖАШ КЪАРАГЪАН — ВЫБОР ЖЕНИХА

     Тейри, эрге береме десе, — сюймеклик берир,
Бермейме десе, — сууукълукъ берир.
Анасына къарап, къызын ал,
Атасына къарап, жашына бар.
Кёп сайлагъан бек жангылыр.
Излеп алгъан аурууунга
Дарман керек тюйюлдю.

     Если Тейри желает выдать замуж,
Он дает (девушке) любовь,
Если не желает — дает ей холодность.
Женись, узнав, какова мать невесты,
Выходи замуж, узнав, каков отец жениха.
Кто долго выбирает, сильнее и ошибается.
От недуга, который ты сам нашел,
Лекарства не нужно.
(Так говорят человеку, вступившему в брак против воли родных, а потом кающемуся.)

     Абынмагъан аякъ жокъ,
Жангылмагъан жюрек жокъ.
Нет ноги, которая не спотыкалась,
Нет сердца, которое не ошибалось.

     Жашха сормай, къатын алма,
Къызгъа сормай, эрге берме.
Не жени сына, не спросив его,
Не выдавай дочь замуж, не спросив ее.

     Истинным, благословенным браком считался брак по любви. Это вытекает и из того, что любовь рассматривается как благословение Тейри на брак именно с избранником сердца. Разумеется, настоящая взаимная любовь встречается редко, заключались и браки по воле родителей или по сговору родственников. Но спрашивать согласия самих юноши и девушки было обязательно (это условие соблюдается и сейчас). Конечно, об этом спрашивали не сами родители, которых молодые люди стеснялись, а кто-либо из родичей или друзей. Но, после революции, когда прошлое стало рассматриваться как одно сплошное «темное царство», распространили мнение, что согласие или несогласие молодых людей якобы никого не интересовало, что девушек сплошь и обязательно выдавали замуж за стариков и т. п. (расхожий сюжет для разного рода конъюктурных произведений). Разумеется, случалось и такое, но это были единичные случаи, а не правило — потому и оставались в памяти.
Стереотип «угнетенная женщина Кавказа» был ложным, как и всякий стереотип. На Кавказе отношение к женщине всегда было высоким, никаких тяжелых работ ей не поручали, никаких гаремов здесь не было и паранджу не носили (некоторые сейчас наивно думают, что это исламский обычай, а не просто арабский), общались свободно, следуя, конечно, этикету. В домашних делах у карачаево-балкарцев слово жены всегда было веским, а дом вообще рассматривался как ее вотчина (заниматься мелочами для мужчины считалось зазорным).
Достаточно свободным было и общение молодых людей брачного возраста, обычно на различных торжествах — народных праздниках, вечеринках, свадьбах.

5. ТЮБЕШИУ — ВСТРЕЧА

     Тепсеген жаш къызгъа къарар,
Тепсеген къыз жерге къарар.
(Аркъасын бурургъа жарамайды.)
Къызны тойгъа не улан чыгъарыр (баш уруп), Не бегеуюл чыгъарыр.

     Юноша в танце смотрит на девушку,
Девушка смотрит в землю.
(Повернуться спиной к партнеру нельзя).
Девушку на танец выводит или юноша,
Или бегеул (распорядитель).

     Къызны той арада къойма,
Адет бузуп, бет жойма.
Къыз бла хыны сёлешме,
Къатынынг бла демлешме.
Тойгъа къара, Оюннга жара.
(Не тепсе, не къарс ур.)

     Не оставляй девушку посреди танца,
Нарушив этикет, не позорься.
Девушке не груби,
С женой не соперничай.
Танцами любуйся,
Веселью помогай.
(Танцуй или отбивай такт.)

     Ритуал проведения различных семейных и прочих торжеств подчинялся определенным правилам, как и поведение его участников. Основной их частью были танцы.
Во время танца партнеры не могли поворачиваться спиной друг к другу, девушка никогда не смотрела в глаза партнеру. Выходила она в круг либо после легкого поклона юноши, либо ее выводил распорядитель (бегеуюл). Отказать без всякой причины означало унизить юношу, поэтому приглашенная девушка не выйти на танец не имела права. Оставить девушку одну посреди круга, прервать танец, означало оскорбить ее честь — следовало отвести ее на прежнее место и отвесить легкий поклон. Считалось признаком невежества не принимать участия в веселье, быть просто зрителем, — надо танцевать или отбивать такт хлопками в ладоши.

6. ТАНЫШЫУ — ЗНАКОМСТВО

     Мал этерик — таугъа,
Къатын аллыкъ — тойгъа.

     Надумавший развести скот идет в горы,
Надумавший жениться — на веселье.

     Къыз тойгъа кеси бармаз,
Кеси жангыз да къайтмаз.

     Девушка одна и на веселье не Пойдет,
И одна не вернется.

     Къызны намысы бла ойнасанг,
Бёркюнгю жерде изле.
Заденешь честь девушки —
Ищи свою папаху на земле.

     Айтыр сёзю болгъан улан
Абезехни оздурмаз.
Юноша, желающий объясниться,
«Абезех» не пропустит.

     Абезехде къыз къолун жумдурукъ этсе,
Хапарынгы къысха эт.
Если в «Абезехе» девушка сжимает пальцы в кулак, —
разговор прекрати.

     Сюйген къызынг белги берсе,
Эки юиге жол ишле.
Жашны, къызны ишленнгени
Тойда туура кёрюнюр.

     Если любимая дает тебе «белги»,
Прокладывай путь между двумя домами.
Воспитанность юноши и девушки,
Видна во время торжеств.

     На различные торжества девушки приходили обязательно в сопровождении близких родственников — двоюродных и троюродных братьев, молодых соседей, следивших, чтобы никто их не обидел, не задел их честь.
Разумеется, разговаривать с партнершей во время быстрых, темповых танцев юноши не могли. Но в некоторых танцах такая возможность появлялась (например, «Абезех» — «Под руку»). Девушка, если ей нравился этот юноша, ответа не давала, но в знак того, что она отвечает взаимностью и готова слушать его, разжимала пальцы, которые тот держал в своей. Но если она этого не делала, следовало прекратить речи. После нескольких таких встреч, когда девушка решалась на замужество, она вручала юноше какую-либо вещицу — колечко, платочек и т. п., как знак согласия и верности (белги), и он мог уже сообщить своим родителям имя избранницы, но не сам, а через одного из друзей, сестер и т.д., чтобы те могли отправить к родителям невесты сватов.
Нельзя было говорить с девушкой грубо или резко — за этим обязательно следовало наказание со стороны сопровождающего ее родственника.
Были и иные формы общения (например, на посиделках, вечеринках) -игры в загадки, состязание в импровизированном исполнении частушек (айтыш) и др. На различных торжествах по поведению молодых людей, их манере держаться, танцевать, разговаривать, одеваться судили об их воспитанности, характере и пр.

7. ЫРЫСЛА — ЗАПРЕТЫ

     Жууугъуна баргъан къыяулу табар.
Жууугъунгу алма,
Жууугъунга барма.
Жети ташдан ётген суу
Жангыдан таза болур.
Арба толу хант туздан
Оймакъ толу сют ауур.

     Вышедшая замуж за родича родит калеку.
Не женись на родственнице,
Не выходи замуж за родственника.
Вода, прошедшая через семь слоев камня,
(Вновь) становится чистой,
Наперсток молока
Тяжелее арбы с солью.

     Аначынгы къызын алма,
Аначынгы жашына барма.
Эмчек улан аталыкъны юйюрюне жагъылмаз.

     Не женись на дочери своей повитухи,
Не выходи замуж за сына своей повитухи.
Воспитанник на дочери аталыка не женится.
У карачаево-балкарцев испокон веку соблюдался и соблюдается категорический запрет жениться на родственницах — будь то по материнской или отцовской линии. Считается, что от такого брака могут родиться неполноценные в каком-либо отношении дети, если не в первом поколении, то в последующих. Вероятно за этим стоит вековой опыт народа. Одинаковая наследственность приводит к тому, что какие-то изъяны отца и матери, накладываясь друг на друга, увеличивают его воздействие на потомство. Родство соблюдалось до восьмого колена -по материнской линии, по отцовской же считалось и считается вечным. Запреты на заключение брака касались и других форм родства, например, молочного. Если девочку и мальчика в младенчестве кормила одна и та же женщина, они считались братом и сестрой, и вступить в брак друг с другом не могли. Не вступали в брак и с детьми принявшей роды повитухи.
Запрет касался и детей, прошедших воспитание в другом доме. Некогда по Кавказу был распространен древний тюркский обычай, согласно которому знатные люди отдавали сыновей на воспитание в другие семьи — аталычество. Аталыкъ (букв, «заменяющий отца», воспитатель) обязан был растить и обучать мальчика до определенного возраста, по достижении которого он возвращался к родителям. Но и семья, в которой он рос, становилась для него родной. Поэтому воспитанник не мог жениться на дочери своего воспитателя — она считалась его сестрой.

comments powered by HyperComments
Рекомендуем посмотреть:
Радио «Барс Эль»
Google ADS
Создание сайтов
Logo - AyWeb
Статистика
Яндекс.Метрика