СЫНАУ — ИСПЫТАНИЕ

1. ЖАРЛЫЛЫКЪ — БЕДНОСТЬ

     Жарлы болма,
Болсанг да, арылы-берили болма.
Жарлыны кёлю жарыкъ.
Бюгюн — жарлы,
Тамбла — барлы.
Жарлыны сёзю чапыракъдан ётмез.
Жарлы киши бай болса,
Жалчысына жер салыр.
Жарлыны бузоуу ёгюзлюк этер.
Ач эсенг — тишле,
Жарлы эсенг — ишле.

     Не будь бедняком,
А если станешь, не суетись.
(Не становись вором, грабителем и т.п.)
У бедного душа светла.
Сегодня беден,
Завтра имущ.
Слово бедняка и листка не пробьет.
Если бедняк (вдруг) разбогатеет,
Он батрака седлать начнет.
Теленку бедняка достается работа вола.
Если голоден — поешь, Если беден — трудись.

2. БАЙЛЫКЪ — БОГАТСТВО

     Бай жууугъун танымаз.
Байны телисин ырысхы жабар.
Халал ырысхы аш болур,
Харам ырысхы таш болур.
Байлыкъ — экиайлыкъ.
Къызгъаннганынг — къызыл отха.
Билим — акъылынга кёре,
Байлыкъ — насыбынга кёре.
Богач родства не признает.
Глупость богача прикрывает богатство.
Праведно нажитое станет (чистой) пищей,
Неправедно нажитое — камнем (грузом).
Богатство — (лишь) на два месяца.
Что ты пожадничал — в ярое пламя.
Знание дается по уму,
Богатство — по удаче.

     Бедность и богатство являются для человека испытанием, причем нелегким. Кодекс не считает их ни пороками, ни достоинствами (это внешнее), как и в бедняке или богаче видит людей, а не обладателей большего или меньшего имущества. Бедным быть плохо, поэтому нужно трудиться, вместо вола запрягая теленка, жизнь — это испытание. Если судьбе будет угодно, богатство тебя не минует, если же нет — что бы ты ни делал, не разбогатеешь. Конечно, люди не обращают внимания на слова бедняка, они не пробьют даже листочка с дерева. Но если причиной бедности является не лень или праздность, а веление судьбы, и бедняк, понимая это, все же не скатывается на путь преступлений, душа его будет светла.
Кодекс, само собой, не идеализирует бедняков, многие из которых порочны так же, как и многие богачи, и мечтают вовсе не о праведности и справедливости, а о том, как бы разбогатеть любой ценой. Такие гораздо хуже потомственных богачей, для которых богатство все же привычно и ничего особого они в нем не видят. Но вдруг разбогатевшему бедняку хочется ощутить его вкус сполна (как тот крепостной, который вдруг оказался бы на месте князя и первым делом превратил бы в рабыню собственную мать).
Кодекс предостерегает от иллюзий: если ты разбогател, не думай, что это достигнуто благодаря твоей мудрости — это лишь одно из испытаний подарком судьбы, удачей. Есть много глупых богачей, как и умных бедняков.

3. ЖЕСИРЛИК — ПЛЕН

     Жёнгеринге къайнама,
Жесиринги къыйнама.
Жесирликден къутулгъан
Жортууулгъа ашыкъмаз.
Жесирни жаны — жолда.
Жесирни эси жети.
Осал ёзден жесирликде
Не къоркъакъ болур,
Не къазакъ болур.
Жортууулда жан аяма,
Жесирликде мал аяма.
Къыяудан жесирлик къыйын.

     На соратника не злись,
Пленного не пытай.
Спасшийся из плена
В набег не поспешит.
Душа пленника — в дороге.
У пленника семь рассудков(ищет выход).
Плохой уздень в плену
Станет или боязливым,
Или рабом.
В походе не жалей жизни,
В плену не жалей имущества (для выкупа).
Мучительней увечья — плен.

     Конечно, плен — тяжелейшее испытание, даже для самого мужественного человека. Не всякий способен его вынести. В эпоху войн и набегов через плен, вероятно, пришлось пройти многим, и многие, после уплаты выкупа, вероятно, возвращались надломленными. Поэтому стойкость, проявленная в плену, рассматривалась как одно из высших проявлений узденьского духа. Считалось позорным выполнять в плену обязанности холопа — таких, после освобождения, в Большой Дом (место собрания свободных мужчин) не пускали. Совершенно сломленные становились на чужбине рабами или крепостными.
Карачаево-балкарский Кодекс требует человечного отношения к пленникам. Интересно, что нигде в эпических и старинных песнях нет упоминаний о пытках. Она допускалась только в одном случае — когда требовалось добыть у захваченного врага нужные сведения, а он отказывался отвечать на вопросы. Тогда разжигали костер и медленно приближали спину связанного пленника к огню, пока у того не развязывался язык. Слово сыр «тайна, секрет»; «достоинство, честь» ложно содержится в слове сырт «спина».

4. МАХТАУ — ХВАЛА

     Адамны ташада сёкме,
Туурада махтама.
Жартыны эшигин махтау жабар.
Махтасала, къууанма,
Сёкселе, жарсыма.
Атынг бар эсе, тартынма,
Акъылынг бар эсе, махтанма.
Махтагъан жукълатыр,
Даулагъан уятыр.
Телини тели махтар.
Байны махтама,
Жарлыны сёкме.
Махтаучу бол да, махтаныучу болма.

     Человека за глаза не хули,
В глаза не хвали.
Дурака хвала погубит.
Когда хвалят — не ликуй,
Когда ругают — не печалься.
Имея коня, не робей,
Имея ум, не хвались.
Восхваляющий — усыпляет,
Укоряющий — будит.
Дурака дурак и славит.
Богача не хвали,
Бедняка не осуждай.
Будь хвалящим, а не хвастливым.

     Успех и связанная с ним хвала окружающих — также испытание. Хвала рассматривается не то чтобы как нежелательное или отрицательное, но, во всяком случае, опасное. Хвала усыпляет, заставляет расслабиться, тогда как укор вынуждает быть начеку, не почивать на лаврах. Второе изречение как раз и говорит об этом — поверив неумеренной похвале, не будучи ее достоин или не сумев ее оценить, человек попадает во власть ложной самооценки, теряет чувство реальности и начинает совершать ошибки, мнить себя выше других и т. п., т.е. лишается признака умного человека; ум, как говорилось выше, есть способность не обманывать самого себя. Поэтому следует выслушать хвалу спокойно, не терять головы и никогда не добиваться ее. Так же спокойно нужно относиться к осуждению. Похваляться же вообще не следует, это неумно и смешно.
Последний в параграфе афоризм о тщеславии прост, но глубок. Есть много людей, считающих, что хвалы достойны только они. Хвала в адрес других кажется им нестерпимой обидой, чуть ли не оскорблением. Если же они сами кого-то хвалят, то снисходительно, подчеркивая свое превосходство.
Не следует хвалить богача — подумают, что из лести, или хулить бедняка — он и так подавлен. И, конечно, дурака дурак и славит (искренне), поскольку и сам таков — он хвалит себя.
Осторожное отношение к похвалам, если иметь в виду, что один из основных инстинктов человека — это инстинкт самоутверждения, понятно. Необходимо быть уверенным в своей реальности и значимости, в ощущении присутствия жизни в себе (я — есмь). Самоутверждение возможно только через подвиг (в самом широком смысле слова -военный, творческий, трудовой, гражданский и т. д.), когда нужно вложить все силы души в какое-то действие, труд, речь, пережить высокое напряжение, чтобы иметь право сказать себе, только себе: «Да, я это смог!» — и самоутверждение свершится.
Способных на это мало. Поэтому большинство современных людей падко на похвалу, добивается ее, некоторые буквально вынуждают, вымаливают ее — у кого угодно. Добившись даже маленького успеха, они рассказывают о нем, конечно же, преувеличивая, всем встречным. Отчего, почему? Вероятно, потому, что хвала дает им иллюзию самоутверждения, значимости, пусть и на короткое время, т. е. действует как допинг.

5. ИЧГИЧИЛИК — ПЬЯНСТВО

     Ичгини аллы — чууанада,
Арты — чыгъанада.
Ичги бери болса,
Намыс кери болу р.
Ичгичи бёркюн аракъыгъа сатар.
Ичгини сюйген — сабийине душман.
Ичги деген — тенгиз кибик,
Анга батхан — тонгуз кибик.
Ичгичи акъылын ичер.

     Начало попойки — на высоте (на холме),
Конец — в кустах.
Когда приближается пьянство,
Удаляется честь
Пьяница за водку и папаху (честь) продаст.
Пьяница — своим детям враг.
Выпивка подобна морю,
Потонувший в ней подобен свинье.
Пьяница пропивает свой ум.

     Приведенные изречения довольно однозначны, и комментировать их означало бы говорить банальности. Поэтому ограничимся лишь некоторыми сведениями. Неумеренное употребление крепкого вина, обильно поставлявшегося греками в Северное Причерноморье, было, по мнению некоторых ученых, одной из причин ослабления наших предков — скифов. Оно вело к деградации не только правящего класса, но и народа, когда многие отдавали все свое имущество за это опасное зелье.
Пьянства среди карачаево-балкарцев в дореволюционную эпоху не было вообще — как в силу крепости общественных устоев и традиционной культуры, так и в силу запрета, налагаемого исламом (принятого в конце XVIII — начале XIX вв.). Пили слабоалкогольные напитки — боза (брага), сыра (темное пиво типа портера), но не каждый день, а изредка, на свадьбах и вечеринках. Конечно, перебрав, можно было опьянеть и от них. Но захмелевшие, как рассказывают старики, в таких редких случаях всегда старались поскорее уйти задворками домой, иначе позора было не избежать. Первые алкоголики и пьяницы появились в 30-ые годы прошлого века, их помнят по именам. Скорее всего, эти изречения появились тогда же.

6. КЪАЙГЪЫ — ЗАБОТА, ГОРЕ

     Тёбели жерге сабан салма,
Къайгъылы элге табан салма.
Къайгъылары болмагъан
Къара суудан семирир.
Къайгъы тюбю — тенгиз,
Таукел тюбю — къайыкъ.
Дуния тауусулгъунчу,
Къаугъа тауусулмаз.
Жауун жутулур,
Къайгъы унутулур.
Къайгъынг аз эсе — тойла,
Къайгъынг кёп эсе — ойла.
Къууанчы бар — кенгине,
Къайгъысы бар — тенгине.

     На неровной местности не паши,
В беспокойное село не вступай.
У кого нет забот,
Тот и от воды полнеет.
Дно тревоги- море,
Дно решимости — челнок.
Тревоги не кончатся,
Доколе не кончится жизнь.
Дождь впитается,
Горе забудется.
Если забот мало — пируй,
Бели много — думай.
У кого веселье — извещает соседей,
У кого беда — извещает друга.

     Тревоги, беды и несчастья не закончатся до конца мира, отдых человеку дает только забвение, время. Возможно, верой в такой взгляд объясняется то, что в карачаево-балкарском фольклоре нет мифов о золотом веке как эпохе безмятежного и беспечального существования человечества. В нартском эпосе, правда, говорится о счастливой поре (начале «времени нартов»), но и то подразумевая только период изобилия даров природы и молодости богатырского народа, легко справлявшегося поначалу со всеми испытаниями. Кодекс призывает человека к стойкости, призывает видеть в жизни не только череду забот и тревог, но и радость, веселье.

7. АЧЫУ — ЗЛОСТЬ

     Ачыу — душман, акъыл — дос.
Ашыкъгъанны кёзю сокъур,
Ачыу луну кёлю сокъур.
Ачыу тюбю — ачы.
Биреуге ачыу этеме деп,
Заманынгы къоратма.
Суулу ашда татыу жокъ,
Ачыулу башда акъыл жокъ.
Ачыулу ачыу тёгер,
Тёкмесе, ичи кюер.
Ачыу луну къолу ачы.

     Злость — враг, разум — друг.
У спешащего слепы глаза,
У разозленного — душа.
На дне злости — горечь.
Не трать времени
На причинение зла другому.
В жидкой пище нет вкуса,
В злой голове — ума.
Злой изливает злость,
Бели не изольет — сгорит.
У злого и рука тяжелая.

     Слово ачыу- «злость» (другие значения — «огорчение», «досада», «горе», «несчастье») в карачаево-балкарском происходит от ачы — «сильный»; «горечь, горький», что и обыгрывается в этих изречениях (как и в других изречениях обыгрываются соответствующие термины). Злость рассматривается как чувство, ослепляющее душу, лишающее ума, что требует ее выведения из души — поскольку это яд. Поэтому не стоит хранить ее в себе или тратить время на то, чтобы досадить другому.
Неслучайно говорится, что злой может сгореть от злости (напомним, что слово от имеет значения «огонь, отрава, трава, порох»). Отравленная душа не позволяет сделать что-либо доброе.

8. КЪЫЙЫНЛЫ — НЕСЧАСТНЫЙ

     Насып лыны — алгъышы,
Къыйынлыны — къаргъышы.
Къыйнлы тюеге минее да, ит къабар.
Къыйынлыны мадарын къадары озар.
Къыйынлы тюпде къалыр.
Къыйынлыгъа къая ауар.
Насыплыны оноуун къыйынлы этер.
Ортадагъы — оразлы,
Къыйырдагъы — къыйынлы.

     Счастливца настигают (одни) благопожелания,
Несчастного — (одни )проклятья,
Неудачника и на верблюде собака укусит.
Судьба несчастного сильнее его усилий.
Несчастный всегда остается на дне.
И скала падает на несчастного.
Советы счастливцу давал горемыка.
Кто в середине — тот удачлив,
Кто с краю — несчастен.

     Давно замечено, что некоторые люди, ничем особенно не отличаясь от окружающих, как бы притягивают к себе всякие несчастья. В бедах, постоянно преследующих даже очень хороших людей, прежде видели возмездие за грехи предков, и здесь косвенно указывается на это. Личность может быть сильной, волевой, активной, бороться за свое счастье, но все ее усилия ни к чему не приводят, — судьба, оставленная ей в наследство (грехи предков), сильнее его. Что бы такой человек ни делал, результатов нет, или получается совсем не то, чего он ожидал (ситуация трагедии). Он как бы находится на краю жизни, ничем не защищен от напастей, становится их первой жертвой, не зная даже откуда они сыплются и почему.
Слово къыйынлы от къыйып («труд, трудный, тяжелый, сложный»), от него же — къыйынлыкъ — «несчастье, горе, беда, мука». Следует сказать, что от корня къый (къап, къау) образуется множество слов, имеющих указанные значения или обозначающих их синонимы. Лежит ли в их основе слово къан «кровь», сказать трудно.

9. ЖОЛОУЧУ — ПУТНИК

     Жолоучугъа жол сорма да,
Аллына аш сал.
Жолоучу кёп айланса,
Сабаны къаран къалыр.
Таурух да жомакъды,
Жолоучу да къонакъды.
Жолоучудан алгъыш къалыр.
Тоноучугъа — къазыкъ,
Жолоучугъа — азыкъ.
Жолгъа чыкъсанг, жолдаш керек,
Андан сора аш керек.
Жолда атын аямагъан
Жарты жолдан къайтыр.

     Не расспрашивай путника о дороге,
А поставь перед ним еду.
Если путник слишком долго странствует,
Его поле остается незасеянным.
Сказание — тоже сказка,
Путник тоже гость.
От путника остается благопожелание.
Грабителю — дубину,
Путнику — пищу.
В дороге нужен спутник,
А потом уже провизия.
Кто в дороге не бережет коня,
Тот вернется с полпути.

     Кодекс велит видеть в незнакомом человеке, преодолевающем путь, не случайного встречного, а гостя. И следует дать ему ночлег, накормить, вступить в беседу. Платой за доброту будет только благопожелание, которое останется в доме (т. е. сбудется). Кроме того, следует отметить широко распространенное уподобление жизни пути, дороге (жашау жол). Путник есть человек, прямо воплощающий эту метафору, преодолевающий путь испытаний. Кроме того, жол означает еще и «ситуация, случай, раз», отсюда устойчивое бу жол «на этот раз».

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
0 Авторы комментариев
Ёзден адет — Karachay-Malkar Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
trackback

[…] VI. СЫНАУ — ИСПЫТАНИЕ […]

Рекомендуем посмотреть:
Радио «Барс Эль»
Google ADS
Создание сайтов
Logo - AyWeb
Статистика
Яндекс.Метрика